Москва — не Лондон
На заседании Московской городской Думы 31 октября отклонен проект закона «О внесении изменений в статью 8 Закона города Москвы от 6 ноября 2002 года №56 «Об организации местного самоуправления», внесенный фракцией «Яблоко – Объединенные демократы». Смысл законопроекта состоял в том, чтобы отнести согласование градостроительных планов к вопросам местного самоуправления. В настоящее время это право существует в ряде градостроительных законов, но с принятием Градостроительного кодекса Москвы эти отраслевые законы будут отменены.
Противники законопроекта, которых оказалось большинство, говорили об отсутствии в органах местного самоуправления необходимых специалистов, которые могут принимать компетентные решения, а работа общественности, как правило, не имеет никаких правовых последствий. Например, депутат Михаил Москвин-Тарханов заметил, что в большинстве мировых столиц складываются две системы управления городом. Там, где столицы образовались путем слияния мелких городов, местечек, в ходе их роста с уже развитым местным самоуправлением, например, Лондон, там действительно создано двухуровневое серьезное местное самоуправление, но все равно — с окончательным принятием решения на уровне города. В централизованно растущих городах и выросших из единого центра, таких, как Москва, обычно есть единый городской совет, который принимает все решения. Он является органом местного самоуправления. Михаил Москвин-Тарханов подчеркнул, что так в Москве было всегда. Дореволюционная Московская городская Дума принимала все решения в городе Москве. В советское время было создано 34 района, в каждом из которых был свой районный совет, но его решения были подназорны Моссовету, даже исполкому Моссовета. «Была вертикаль власти», — подытожил депутат, напомнив, что Устав города Москвы 1993 года предусматривал такую же вертикаль, и город управлялся централизованно, но в 1998 году пришлось все изменить. Как сообщил Михаил Москвин-Тарханов, «работая над Градостроительным кодексом Российской Федерации мы добились того, чтобы его статья 63 предоставляла бы особые условия для централизованных поселений городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, не ущемляющие органы городской власти, не распыляющие единство городского хозяйства, не разрушающие единую градостроительную инфраструктуру».