02:37:59
22 сентября 2024 г.

Места знать надо!

РазноеОткрыто о них заговорили не так давно. Ну уж очень деликатная эта тема – общественные туалеты. Хотя во всем мире устраиваются выставки, открываются музеи, рассказывающие об истории гигиены и туалетной культуры. А в Англии, например, общественным туалетам давно присваиваются «звезды комфорта». Хотя и наш город – не исключение: прошлой осенью в Историческом музее с успехом прошла выставка «Куда король пешком ходил».

Помимо намозоливших глаза и уже успевших морально устареть пластиковых кабин, в столице немало и их «конкурентов» – городских туалетов, ими ведает ГУ Дирекция заказчика по сантехническим работам «Сантехработ». Хотя, как утверждают эксперты, чтобы построить один стационарный нужник, на согласование разного рода бумаг уходит год. Хорошо ли это?

Как рассказал заместитель директора по мониторингу и учету городской фауны Владислав Чернявский, в ведении ГУ ДЗ «Сантехработ» находится 262 общественных туалета, из них: 225 стационарных и 37 автоматических туалетов-кабин, расположенных во всех административных округах города, за исключением Зеленоградского. Кроме того, за счет столичного бюджета было установлено 270 передвижных пластиковых туалетов. Согласитесь, совсем немного для такого мегаполиса, как Москва.

А что за МКАД?

При остром желании все, что требуется в центре города, найти все-таки можно. А как быть с окраинами и кольцевой дорогой? В эпоху транспортных пробок автовладельцы уповают лишь на собственное терпение.

Пятнадцать лет назад мне посчастливилось побывать в Японии. Помню, как нашего гида буквально обескуражил вопрос одного студента из делегации, когда мы рассаживались в автобус, чтобы совершить длительный переезд из одного города в другой. Он поинтересовался: через сколько часов будет «остановка по требованию». Восточный человек ответил, что хоть каждые пять минут. И действительно, выехав на скоростное шоссе, мы начали считать, сколько WC встретится по дороге. Как оказалось, гид не обманул: каждые пять (иногда пятнадцать) минут мимо нас проплывал подобный объект. А сколько сможете насчитать таких точек в пределах нашей МКАД?

Этим вопросом задаются не только простые москвичи, но и все организации, входящие в Российское туалетное объединение.

Современные общественные туалеты, как уже давно принято во всем мире, – это сложные технические сооружения, требующие немалых денежных вложений как на этапе строительства, так и во время эксплуатации. Так, на помощь автолюбителям могут прийти как раз модульные экологически чистые, не требующие подключения к канализации и прочим «-циям». Ведь сегодня существуют технологии по переработке «отходов» в удобрения. Российские разработчики уже создали кабинки, которые можно с легкостью устанавливать и в метрополитене.

По словам эксперта туалетного бизнеса Татьяны Нестерович, разработаны модели ЭКО-модулей для инвалидов, для городов с холодным климатом и так далее. На улицах столицы подобные сооружения можно увидеть, хотя их немного. На территории четырех административных округов столицы круглогодично эксплуатируются 40 комплексов с кабинками, приспособленными для посещения инвалидов на кресле-коляске, разработанными и установленными непосредственно Российским туалетным объединением. В этом году, как надеется его глава Владимир Моксунов, будет разработана транспортная программа, которая учтет и естественные нужды автомобилистов, и предусмотрит развитие инфраструктуры туалетов, в том числе и на автотрассах.

Слагаемые успеха

В азиатских странах, таких как Южная Корея, Япония, Китай, в последние десятилетия произошли «туалетные революции». Одно из слагаемых их успеха заключалось в том, что управление отраслью выведено из коммунальной схемы. «Во многих странах вопросы развития этой отрасли решаются на уровне премьер-министров, ключевых министерств. К примеру, в Китае проблемой теперь занимается Министерство по туризму. При подготовке к Олимпиаде в Пекине полностью поменяли подход к построению сети туалетов, создали новую инфраструктуру. Кстати, и в России до революции 1917 года за отхожие места отвечала Дума. Именно за туалеты, а не как в нынешнем коммунальном хозяйстве – за систему водопроводных и канализационных труб», – отмечает В. Моксунов.

До сих пор посещение общественного туалета для многих из нас – более чем стресс. И хотя практически во всех подобных местах – как стационарных, так и модульных – предусмотрены раковины для мытья рук, вопрос чистоты – весьма спорный. Как показали исследования британских ученых, состав микрофлоры и концентрация бактерий общественного ватерклозета и кнопок банкомата – фактически идентичны. Так что, советуют эксперты, до и после пользования и тем и другим следует протирать руки дезинфицирующими растворами или специальными влажными салфетками, – благо сегодня и то и другое есть в магазинах.

Со времен Древней Греции

Свое нынешнее название унитаз получил от имени испанской фирмы Unitas, организовавшей с 1909 года в Европе широкое их производство. Забавно, что слово unitas переводится как «союз, объединение».

История этого предмета идет еще из Древней Греции, а вот свое развитие идея получила уже в Древнем Риме. Именно там в богатых домах появились уборные. Такие прообразы унитазов эксплуатировались позже и в общественных местах Древнего Рима: в туалетах общего пользования на улице и при термах. Их отделывали мраморными и керамическими плитами, иногда украшали росписью. Нечистоты уходили в стоки под сиденьями, вымываемые проточной водой, и по системе труб уносились в специальные коллекторы – клоаки. Кстати, знаменитый римский водосток Cloaca maxima, начало которому было положено ок. 500 г. до н. э., существует и сегодня.

В эпоху Возрождения начинает набирать темпы строительство городских систем канализации. Хотя тогда наиболее популярной остается ночная ваза, которая уже к XVIII веку представляет собой настоящее произведение искусства: фаянсовые ночные горшки расписывали и украшали инкрустацией. В среде знати распространилась мода на портативные керамические биде. (Кстати, в России еще Петром Первым был подписан указ, гласящий о необходимости выносить из домов «сор и помет». День его подписания – 9 апреля – сегодня предлагается отмечать как День туалета. Хотя во всем мире это – 19 ноября.)

Еще долго бы туалет оставался «стулом с дыркой для горшка», если бы не английский слесарь Том Креппер – именно им был изобретен унитаз современного образца. Главное в изобретении – U-образное колено с водяной пробкой, отсекающей помещение туалета от канализационной трубы. Для усиления напора Креппер установил бак с водой под потолком, а к рычагу сливного крана приспособил цепочку с рукояткой. Изобретением деревенского слесаря заинтересовались два королевских механика, Джордж Дженнингс и Томас Твифорд. Дополнив его автоматическим краном напуска воды (его даже не пришлось изобретать – такой кран был на всех паровозах), творение представили королеве Виктории.

В 1912 году в России было изготовлено 40 000 унитазов. Эту производственную вакханалию не решились остановить даже большевики – в 1929 году в Советской России делали уже по 150 000 агрегатов в год, а в первом сталинском пятилетнем плане «санитарный фаянс» стоял отдельной строкой: стране требовалось 280 000 унитазов в год. Это устройство с чугунным бачком под потолком и ручкой на цепочке сохранилось до сих пор в провинциальных вокзальных туалетах и военкоматах.

В эпоху индустриального домостроения 60-х годов в новые квартиры пришли «компакты» – ватерклозеты с нижним фаянсовым бачком. Сегодня это 92% «унитазного парка» страны.

Другой подход

Согласно документам, регламентирующим работу мест общего пользования, сейчас в столице на 500 человек должен приходиться один «общественный унитаз». Заметим, документы эти не менялись уже более 30 лет. Так что нетрудно догадаться, что изрядно увеличившееся за эти годы число москвичей требует другого подхода к вопросу. Отсюда и множество проблем у тех, кто серьезно занялся «туалетным бизнесом».

Как считают эксперты, из-за несоответствия старых законов новому времени среди производителей встают вопросы: какие туалеты необходимы, как их проектировать, как учитывать нужды инвалидов.

Хотя генеральный директор Российского туалетного объединения Владимир Моксунов считает, что сильно переживать по этому поводу не стоит. «Существуют туалеты в торговых центрах и точках общепита, площадь под которые их владельцы по закону обязаны выделять при планировке. Надо решать проблему комплексно. Необходимо посмотреть, где они нужны, а где просто не будут пользоваться спросом».

Анна Богданова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация