Мы едем. Едем?
Помню, когда-то в «Литературной газете» была рубрика: «Если бы директором был я…». В ней общественность не только обсуждала проблемы, но и предлагала конкретные решения. Некоторые из которых после опубликования на страницах «Литературки» получили путевку в жизнь. Так, похоже, происходит и сейчас.
Идеи витают в воздухе
На Транспортном сервере Москвы (www.mosgortrans.net) прошла акция «Записки мэру» .
Акция была объявлена 12 октября, то есть еще до вступления в должность Сергея Собянина. «Каждый день жители Москвы сталкиваются с транспортными проблемами в городе, – говорилось в обращении на сайте. – На дорогах стоят вечные пробки, метро переполнено, выделенные полосы почти не внедряются, проблема парковок в городе так и не решена, все проекты скоростных трамваев ушли в небытие, а деньги уходят на закупку маршруток для ГУП «Мосгортранс». Суть акции, – сообщалось далее, – состоит в том, чтобы собрать предложения о развитии транспортной инфраструктуры города Москвы и сделать транспортный вопрос приоритетным в управлении городом».
Горожане охотно высказывали самые различные мнения относительно проблем со строительством и реконструкцией дорог, организацией парковочных мест и другим вопросам. Уже через две недели на имя нового столичного градоначальника Сергея Собянина поступило 1734 сообщения. Причем каждая из «записок» содержала в среднем три-четыре предложения по улучшению транспортной ситуации в городе. Теперь все собранные предложения переданы в правительство Москвы.
Например, одно из предложений касалось переноса начала рабочего дня. Чтобы не вся Москва неслась на работу к девяти утра, а часть москвичей приезжали пораньше, а кто-то – и попозже. Это предложение было внесено одним утомленным пробками москвичом 24-го октября, и вот вам, пожалуйста: в начале ноября чиновники Москвы стали работать с 8 часов утра. Записки мэру не успели поступить адресату, а решение уже принято. Значит, идея буквально витала в воздухе.
Среди нововведений от москвичей, которые еще предстоит изучить московскому правительству, встречаются, например, такие:
- Разрешить простым горожанам фиксировать нарушения ПДД;
- Сделать билеты на метро разноцветными – для поднятия настроения;
- Создать единую диспетчерскую службу свободных мест в паркингах;
- Расширить Садовое кольцо, а также съезды с МКАД и ТТК;
- Построить дублер МКАД;
- Пустить обычный электропоезд до Внукова;
- Построить линию скоростного трамвая в Бирюлево.
Насколько все это может оздоровить обстановку на дорогах, покажет время, но еще одно из предложений москвичей с того же Транспортного сервера Москвы мэр тоже уже начал реализовывать, так сказать, пройдясь по центру города – «Убрать от станций метро уродливые ларьки, которые мешают и пешеходам, и водителям».
Правда, потревоженные торговцы завопили, что они тут стоят не просто так, а выиграв конкурс. На самом деле – все, что в Москве построено, кто-то согласовывал и утверждал, даже обеспечивал бюджетной поддержкой.
«В одну телегу впрячь не можно…»
Так, под эгидой строительства Транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) началось 5 лет назад грандиозное строительство перед станциями метро «Речной вокзал» и «Планерная». Было заявлено, что городу нужны перехватывающие парковки, и бюджет поддержит инвестора в этом начинании. В результате город вложил 500 млн рублей, и перед конечными станциями метро появились… торговые центры. Планировалось, что через ТПУ будет вход и выход в метро – но этого нет! Огромный ТЦ на Речном уже портит жизнь водителям и пассажирам, а на Планерной подобный монстр, если будет запущен, остановит движение намертво. Там и сейчас ни проехать ни пройти. Ведь если под парковки около ИКЕА отдана площадь величиной с футбольное поле, то на Речном и на Планерной таких площадей нет совсем. А обещанные перехватывающие парковки сократились с 10 тысяч мест до 300. При этом – и там, и там остаются в неприкосновенности рынки, около которых паркуются сотни машин с товаром. Как шагреневая кожа уменьшилось все, что должно было улучшить транспортную ситуацию. И раздулось до небес то, что принесет инвестору прибыль. Все как в анекдоте: берем детали швейной машинки, собираем, и получается… автомат Калашникова!
Кстати сказать, под большим вопросом прибыль от этих ТЦ. Народ от Речного и Планерной едет в Химки – в АШАН, ОБИ, ИКЕА. Вряд ли можно заманить москвичей в новые ТЦ турецким ширпотребом! А ведь планировалось строительство нескольких десятков таких ТПУ. Хорошо, что кризис помешал.
Не так давно на пресс-конференции, посвященной Дню строителя, первый заместитель мэра Владимир Ресин сказал о том, что Москве пора переходить от интересов инвестора к интересам города и горожан. Пора, спору нет. Но что делать с тем, что уже успели настроить? С этими автоматами Калашникова, которые теперь стреляют?
На этот вопрос тоже попытались ответить москвичи в своих записках мэру: «Сделать из торговых центров на площадях то, для чего они предназначались: перехватывающие парковки». Такой логичный вывод делают не только простые москвичи, но и известный эксперт по дорожным проблемам мегаполиса Михаил Блинкин (научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства), который не переставал говорить об абсурдности проектов по строительству торговых центров под площадями Пушкина и Тверской Заставы.
Или мы хотим избавиться от пробок. Или мы строим ТЦ в угоду инвестору. Одно из двух.
Творческий подход
Надо сказать, что москвичи подошли к задаче творчески: некоторые письма тянут если не на научный доклад, то на хорошую служебную записку. Например, послание от Александра с таким названием «Первые меры по оптимизации транспортных потоков Москвы»:
1. На основе спутниковых данных, данных видеонаблюдения и отчетов ГИБДД (за период не менее 30 дней) сбор информации по загрузке центральных магистралей города, циклов работы светофоров и данных по дорожной разметке и дорожных знаках, с учетом маршрутов движения наземного общественного транспорта.
2. Организация и проведение городского конкурса на создание специального программного обеспечения, позволяющего на основе имеющихся данных провести анализ и электронную оптимизацию транспортных потоков города, с учетом средней скорости движения, количества и циклов работы светофоров, размещения дорожной разметки и дорожных знаков, а также маршрутов движения наземного общественного транспорта. Данный конкурс может проводиться с привлечением не только российских, но и соответствующих зарубежных научных учреждений.
3. Создание оперативного ситуационного городского Центра регулирования транспортных потоков, оснащенного необходимым количеством средств видеоконтроля и дистанционного управления движением (крипто-защищенные радиоуправляемые светофоры, электронные дорожные знаки и т. п.).
4. Изменение принципов работы общественного транспорта, включая:
– оптимизацию маршрутов;
– обеспечение контроля равномерности и своевременности прохождения общественными транспортными средствами своих рейсов путем введения радиоэлектронной системы рейсового контроля (целесообразно использовать опыт ФРГ).
5. Поэтапное ограничение частного извоза, при максимальной поддержке развития муниципального и частного таксомотора экономкласса.
6. Изменение правил, порядка и стоимости парковки в центральной части города с поэтапным строительством необходимого количества общественных перехватывающих многоуровневых парковок.
Зеленый свет из-за рубежа
Москвичи написали много записок, значит, искренне верят, что перемены – возможны. В доказательство приводят зарубежный опыт, и показывают, как решили такие же задачки в других странах.
Так, в Калифорнии, пишет мэру москвич Кирилл, «практикуются светофоры с датчиками, которые включают зеленый свет, только когда к ним приближается автомобиль. Если на перекрестке с таким светофором с одной стороны нет машин, зеленый свет не включается и движение по другой дороге не замедляется. Машины с мигалками автоматически включают зеленый свет за счет специальных датчиков. Он же пишет о том, что в США драконовские штрафы за опасное вождение (reckless driving). Если ты мечешься из полосы в полосу – на тебя тут же настучат, как из-под земли возникнет коп, и мало не покажется – страховка взлетит до небес. А у нас такой стиль вождения вообще не наказуем.
А в Пекине, пишет другой корреспондент, все скоростные кольца имеют вспомогательную дорогу с односторонним движением, идущую в непосредственной близости от кольца, практически примыкая к нему. Съехать на эту дорогу и выехать в город можно примерно через каждые 100 метров.
В Пекине категорически запрещено дневное движение большегрузных машин. В основном эти машины принадлежат коммерческим фирмам и они легко организуют ночной график работ. Властям даже не нужно по этому поводу принимать какие-либо действия.
Телеграфной строкой
Вот еще некоторые предложения:
- Светофор на фонарном столбе – это пережиток! Только горизонтальные мачты!
- Перенести автовокзал к станции «Черкизовская»;
- По ТВ устроить вечерний ликбез, с показом нарушителей ПДД;
- Внедрять скоростной трамвай, легкий монорельс, легкое метро;
- Запретить в центре Москвы строительство торгово-развлекательных цетров и офисов;
- На широких магистралях организовать утром-вечером реверсивное движение;
- Построить хорды (перемычки) между въездными магистралями на расстоянии нескольких километров от Москвы;
- Работать за компьютером дома, а не ездить в офисы;
- Новые ТЦ строить за МКАД;
- Строить больше подземных переходов;
- Приостановить актуализацию Генплана.
Конечно, все наказы можно разделить на те, что возможно реализовать быстро, и те, которые потребуют много времени и денег. Но всем понятно, что давным-давно пора уже что-то делать. Могу предположить, что многим москвичам меры, которыми будут исправлять ситуацию, покажутся слишком жесткими. Но зато – появился свет в конце нашего дорожного тоннеля.