Женщина и актриса
Вильям Шекспир утверждал: «Весь мир – театр, все люди в нем – актеры». Ну, не знаю, как все люди, но женщины точно – актрисы!
Актерство в женщине заложено на историческом, доисторическом и подсознательном уровне.
Посмотрите, как девчонки – от горшка два вершка – вертятся перед зеркалом в маминых платьях, ковыляют на маминых каблуках, размалевывают себя маминой помадой… Эти пигалицы – уже актрисы.
И вот так, с первых шагов, женщина шагает и далее, не упуская возможности хоть краешком глаза взглянуть на себя в зеркало: как там я – хорошо ли выгляжу на сцене жизни?
Женщина по-актерски жаждет успеха и аплодисментов. Пусть не впрямую, а в виде комплиментов, но – жаждет.
А разве так уж различаются смена актерских костюмов и тяга всякой женщины к перемене нарядов?
И разве очень принципиально отличие грима актрисы и косметики любой женщины?
В течение одного дня женщина способна сыграть множество ролей – дома, на работе, на улице, в магазине, на транспорте… Заботливая мамаша Кураж, трепетная Наташа Ростова, оскорбленная Медея, говорунья Шехерезада, вредная старуха Шапокляк…
И в принципе мужчина не против, пусть бы женщина себе играла, пусть бы тешилась, лишь бы не плакала и мужчину не трогала.
Но беда в том, что каждой Джульетте необходим свой Ромео, каждой Татьяне – свой Онегин, каждой Нине – свой Арбенин… И значит, мужчина-бедняга вынужден быть партнером женщины-актрисы.
Конечно, все не так прямолинейно, не то чтобы женщина с утра заявляет: нынче я буду Анной Карениной, так уж и ты, будь добр, стань Алексеем Вронским. Но если она сегодня играет страстную Кармен, то попробуй не соответствовать ей пылким Хозе, и если она глазеет на тебя томным взором бесприданницы Ларисы, то попробуй не ответить ей взглядом соблазнителя Паратова, а уж если она вся из себя Василиса Премудрая, то не веди себя, как Иван-дурак!
Мужчина в различных своих проявлениях простодушно адекватен ситуации. А женщина, как говорят об актерах, «плюсует». Если она кокетничает, то напропалую, если веселится, то до упаду, если гневается, то до истерики.
Особый случай, когда женщина – актриса профессиональная. Все свои несыгранные роли на сцене она желает сыграть с мужчиной в жизни: Катерина и Офелия, Манон Леско и княжна Мэри, леди Макбет и Баба Яга…
Но мужчина-то существо довольно примитивное, к лицедейству не склонное. В крайнем случае, если уж очень достанет, мужчина может только припомнить навыки Отелло. Но вряд ли это придется по душе потенциальной Дездемоне.
Нельзя не заметить, что в обыденной жизни, как и в профессиональном театре, женщина готова играть, мягко говоря, не задумываясь о возрасте. То есть она все еще играет Джульетту, а ей уж пора осваивать роль Кормилицы.
Для исполнения пьесы – как на сцене, так и в жизни – нужна сама пьеса, нужен текст: монологи, диалоги, реплики… Это бы вызвало затруднение у кого угодно, только не у женщины.
Вспоминаю моих знакомцев – известного актера и известного режиссера, с которыми случился любопытный эпизод в не менее известном театре, правда, не на сцене, а в жизни.
Актер пришел на работу мрачный. Режиссер поинтересовался, в чем дело. Актер объяснил, что поссорился с женой, и она ему сказала то-то, потом заявила то-то и еще добавила то-то… Режиссер глубоко и тяжко вздохнул: «Господи, ну кто им пишет одинаковые тексты?!»
Подвести итог рассматриваемой темы я бы предложил следующим диалогом.
ОНА. Милый! Я мечтаю, чтобы ты любил меня, как Петрарка – Лауру, я хочу, чтобы ты обожал меня, как Тахир – Зухру, я желаю, чтобы ты искушал меня, как Дон Жуан – Донну Анну…
ОН. Дорогая! Я могу только укусить тебя, как собака Баскервилей. А больше я ничего не читал.