Женщина и усталость
Есть у женщины одна фраза, для мужчины невыносимая. То есть невыносимых женских фраз не одна, а множество, но одна невыносима особенно.Это когда женщина вдруг, да – почему-то чаще всего именно вдруг, совершенно ни с того, казалось бы, ни с сего произносит:
– Я устала!
Конечно, женщине, да еще нашей российской, есть от чего устать – работа, хозяйство, магазины, дети, а у некоторых и того хуже – муж. Но дело в том, что, произнося сакраментальное «я устала», женщина имеет в виду вовсе не то, что она днем таскала шпалы, а вечером пахала по дому – нет, речь идет вообще не об усталости физической, а о какой-то иной, я даже не могу понять, а, следовательно, и объяснить – о какой.
Пожалуй, квинтэссенция этого явления выражена в известной песне-вопле нашей суперзвезды: «Устала Алла!». Но у нее-то хватает причин для усталости – гастроли, овации, фанаты, диеты, клипы… А всем прочим-то женщинам от чего? У меня долго складывалось и наконец сложилось ощущение, что женщина сообщает об усталости не от чего-то определенного, частного, а как бы в целом – от жизни.
Иначе чем объяснить такой сюжет: еще нет ни трудов, ни забот, еще только солнце взошло, еще женщина только проснулась, еще с трудом разомкнула очи – и тут же, устремив их куда-то в пространство, выдыхает:
– Боже, как я устала!
Вот это-то мужчину и бесит.
Потому что – ну чего ей на это ответить?
Сказать «Я тоже устал»? Не советую.
Ибо такого наслушаешься про то, от чего могут устать эти козлы-мужики, что даже если ты действительно устал, после ее монолога усталость как рукой снимет!
А может, в ответ на ее программное заявление взять и промолчать? Просто как бы принять к сведению – мол, устала и устала.
Нет, тоже не рекомендую. Не для того женщина это произносила, чтобы мужчина промолчал.
Следует еще заметить, что свое скорбное заявление об усталости женщина делает не только в самый неожиданный момент, но и в самых неподходящих местах. Не за штурвалом комбайна или за ткацким станком, что было бы понятно, а скажем, средь шумного бала или на солнечном пляже, что необъяснимо.
И потому мужчина приходит в ярость.
Все веселятся, все отдыхают, а она, видите ли, устала! От чего? Дай ответ!
Не дает ответа…
Ну, сказала бы: «Я устала ходить на работу!».
Ну, объяснила бы: «Я устала бегать по магазинам!».
Растолковала бы: «Устала кормить целую ораву!».
Но в том-то и дело, что женщина ничего не говорит, не объясняет, не растолковывает. А лишь тяжко вздыхает и просто сообщает:
– О, как я устала!
Вернее, сообщает не просто, а с душевным надрывом, драматическим надломом и трагическим накалом.
Это у женщины какая-то универсально-исчерпывающая формулировка. Вместо четких и понятных описаний своего состояния, как, например, «я больна», или «я грустна», или «я одинока», женщина произносит свое глобальное «я устала». И полагает, что всем все ясно.
Но ясно не всем. Да простят меня милые дамы, этот их душераздирающий текст по абсурду смахивает на популярно-уголовную татуировку на ногах «они устали».
Хотя мы беседуем о российской женщине, но объективности ради признаем, что это не ее изобретение. Посмотрите хоть любую «мыльную оперу», хоть серьезный зарубежный фильм. Та же картина.
Исчерпав все претензии к мужчине и не зная, что бы еще ему предъявить, стонет француженка: «Я устала, Пьер!», плачет англичанка: «Я так устала, Питер!», рыдает латиноамериканка: «Как же я устала, Педро Хулио Альберто!».
Скажем прямо: мужчина тоже может устать. Конкретно – нарубив дров, натаскав воды, побросав уголек в топку…
А неконкретная усталость женщины буквально доканывает мужчину! Ведь скажи она: я устала носить картошку, он бы ей эту картошку принес. Может быть. Или скажи она: устала убирать квартиру, он был ей пропылесосил. Возможно. А скажи она: я устала торчать у плиты, он бы ей сделал бутерброд. Вероятно.
Но что ответить на совершенно абстрактное и абсолютно немотивированное сообщение женщины – этого мужчина не знает.
Во всяком случае, я точно не знаю. Могу лишь поделиться скромным личным опытом.
Когда я слышу эту краткую бессмысленную фразу, набираю в легкие воздух, считаю в уме до десяти, выпускаю воздух из легких и отвечаю столь же кратко и бессмысленно:
– Устала? Отдохни!
Аркадий Инин