23:30:44
11 апреля 2021 г.

С точки зрения пешехода

С 1 июля резко ужесточили штрафы за неправильную парковку – об этом знают уже все автомобилисты. Но мне вспоминается рассказ Хулио Кортасара про жизнь в автомобильной пробке («Южное шоссе»), который был написан в 1960-е годы. С тех пор в цивилизованных странах многое изменилось, там стало снова возможно гулять по улицам, не протискиваясь сквозь припаркованные авто…

Несмотря на то, что транспортом приходится пользоваться не часто, и моя основная работа состоит в прогулках по московским улицам и рассказам о них – и мне всегда это нравилось – я уже готова вслед за большей частью москвичей шипеть сквозь зубы: «Так жить нельзя!». Как на днях (конец июня) во время путешествия в час пик в переулках возле Тверской. Между двумя плотными рядами застывшими почти у стен металлических чудищ пытался протиснуться третий ряд таких же блестящих на солнце железок. Место для пешеходов не предусматривалось вообще.

Повторюсь: Европа и Штаты переживали этот коллапс еще полвека назад, так что изобретать велосипед не надо. Понятно, нужно развивать дороги. Но, когда весь город мчится на авто по скоростным магистралям, гулять среди грохота и выхлопов вряд ли захочется, да и жизнь вблизи магистрали становится безрадостной. Так, став 3-м кольцом, пропали ни за что славные улочки Башиловка и Беговая, теперь та же участь грозит улице Народного Ополчения.

Другой вариант – утопичный – сделать городской транспорт столь комфортным, чтобы владельцы авто с радостью покинули ради него свои салоны. Даже когда на дорогах было свободно, московский общественный транспорт четко соответствовал определению «сельди в бочке». Застать троллейбус пустым можно было разве что, как Окуджаве, в полночь. А потом еще ввели турникеты, стало сложно не только ехать, но и заходить, соответственно, и время пути увеличилось.

Строится метро, и это, конечно, счастье для лишенных его районов, но все же не панацея. Говорят о трамвае, на этот раз скоростном и бесшумном… Как показывает европейский опыт, дело, видимо, в удачном синтезе и в удобных пересадках. Так, в тематический топ городов Европы вошел Копенгаген, транспортная система которого хороша экологичностью и большой плотностью всевозможных линий – через город проходят многочисленные линии электричек, пригородных поездов и метро. Чтобы дойти до ближайшей станции, придется потратить максимум 10 минут.

В Гамбурге также есть метро, электрички, трамваи и автобусы, в целом представляющие собой сеть городских артерий, по которым с 2-3 минутным интервалом (в часы пик) ходит общественный транспорт. При этом линии метро выходят далеко за город и соединяют пригороды и небольшие поселения. В Вене, несмотря на наличие метрополитена, главенствуют трамваи, которые там на любой вкус.

Гулять во всех этих городах – одно удовольствие. Мне, как заядлому пешеходу, хочется верить, что будет и на нашей улице праздник.

На днях главный архитектор Москвы Александр Кузьмин заявил, что пешеходные зоны должны появиться в каждом районе столицы. Не Копенгаген, конечно. Но хоть что-то…

Мария Кронгауз

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация