11:01:23
25 ноября 2024 г.

Лошадиное такси

Путеводитель по МосквеИзвозчики существовали в Москве с XVI века. В 1645 году их насчитывалось две тысячи. В 1775-м – пять тысяч. Наибольшее число отмечено в конце XIX века – 19 тысяч. С развитием трамвайного транспорта они постепенно исчезли из Первопрестольной. В 1928-м их оставалось не больше пяти тысяч. В 1939-м по городу колесили лишь 57 извозчиков.

«Голуби со звоном»

В старые добрые времена прогуливаться по Москве было крайне опасно. По всем улицам извозчики, кучера, ломовики нахлестывали лошадей, пешеходы как куры разбегались из-под колес и жались к стенам домов.

«Что такое наш извозчик? – читаем в книге «Москва повседневная» В. Руга, А. Кокорева. – Это – субъект, прежде всего презирающий пространства и препятствия: за сорок копеек он везет вас… чуть не на тот свет, к препятствиям же, попадающимся ему на улице, относится с высокомерным презрением – прохожий ли, проезжий ли, ему все равно. Он давит их одинаково равнодушно…»

Но случалось, даже самым лихим извозчикам приходилось в страхе жаться к стене. Как смерч проносились по улицам жандармские курьеры на прекрасных тройках – «троечники», «голуби со звоном». Разудалые ямщики, в шляпенках с павлиньими перьями, с гиканьем и свистом размахивали кнутами. Бешено мчались, сметая все на своем пути по праву беспрепятственного проезда. Ну а вместо нынешних мигалок и сирен – колокольцы на лошадиных сбруях, заливавшиеся звоном, слышным издалека.

С грохотом промелькнули бешеные тройки, все стихло. Пронесло – крестились извозчики и перепуганные пешеходы.

Ваньки и лихачи

Городской думой были предусмотрены специальные места стоянок извозчиков и форма одежды (летом – зипуны, зимой – поддевки синего цвета и особой формы шляпы). Каждому присваивался номерной знак. А вот какие-либо тарифы оплаты проезда законодателями установлены не были.

Не было и закона, контролировавшего спекуляцию лошадьми, которых, как сегодня автомобили, продавали в кредит. Барышники скупали у приезжих оптовиков лошадей, потом вдвое брали за них с покупателей-извозчиков. Зато в долг. Каждый понедельник трешку плати.

В народе извозчиков разделяли на «ванек», «резвых», «лихачей» и «ломовиков». «Лихачи» – самые дорогие – имели хороших лошадей и удобные экипажи на рессорах, даже с резиновыми шинами на колесах – «дутиками». Стояли они в центре, у театров, ресторанов и трактиров.

«Резвые» были победнее, что, впрочем, не мешало им так же ездить по улицам без всяких правил и орать: «Эй, поберегись!»

А вот «ломовики» – в отличие от расхожего мнения (быстро забывается прошлое) – совсем не были бесстрашными, лихими наездниками, готовыми вломиться в толпу: «ломовики» работали в «грузовом такси» на лошадях-тяжеловозах. Тут, понятно, не разгонишься.

«Ваньки» – самые дешевые – были крестьянами, приезжавшими в Москву на заработки. В старых армяках, рыжих овчинных шапках, они терпеливо поджидали пассажиров в любую погоду. Понуро стояли их мохнатые лошаденки, запряженные в пошевни – низкие санки. Сбруя и вожжи веревочные. Порой они готовы были везти куда угодно и за десять копеек.

«Бывает: везешь, везешь, а он в проходные ворота – юрк!» – жаловались бедняги.

От Мясницкой до Лубянки

Как повествует Владимир Гиляровский, самой «проезжей» в Москве была Лубянская площадь. А потому оказывалась и самой удобренной конским навозом. На ней всегда стояли десятки линеек.

Читаем у Гиляровского: «Против дома Мосолова (на углу Большой Лубянки) была биржа наемных экипажей допотопного вида, в которых провожали покойников. Там же стояло несколько более приличных карет; баре и дельцы, не имевшие собственных выездов, нанимали их для визитов. Вдоль всего тротуара – от Мясницкой до Лубянки, против «Гусенковского» извозчичьего трактира, стояли сплошь – мордами на площадь, а экипажами к тротуарам – запряжки легковых извозчиков. На морды лошадей были надеты торбы или висели на оглобле веревочные мешки, из которых торчало сено. Лошади кормились, пока их хозяева пили чай. Тысячи воробьев и голубей, шныряя безбоязненно под ногами, подбирали овес. Из трактира выбегали извозчики – в расстегнутых синих халатах, с ведром в руке – к фонтану, платили копейку сторожу, черпали грязными ведрами воду и поили лошадей. Набрасывались на прохожих с предложением услуг, хваля свою лошадь, величая каждого, судя по одежде, – кого «ваше степенство», кого «ваше здоровье», кого «ваше благородие», а кого «вась-сиясь!»… Против Проломных ворот десятки ломовиков то сидели идолами на своих полках, то вдруг, будто по команде, бросались и окружали какого-нибудь нанимателя, явившегося за подводой. Кричали, ругались. Наконец, по общему соглашению устанавливалась цена, хотя нанимали одного извозчика и в один конец. Но для нанимателя дело еще не было кончено, и он не мог взять возчика, который брал подходящую цену. Все ломовые собирались в круг, и в чью-нибудь шапку каждый бросал медную копейку, как-нибудь меченную. Наниматель вынимал на чье-то «счастье» монету и с обладателем ее уезжал».

Кстати, оплатить «бензин» извозчики старались за счет пассажира. Непременно просили: «Дай копеечку лошаденку напоить». Копейка, которую за воду из фонтана брал с извозчика сторож, вовсе не целиком оседала в его карман. Ему надлежало делиться с жандармами, следившими за порядком. Извозчикам тоже приходилось платить жандармам взятки. А куда денешься? Под их неусыпным оком были и «парковки», и «техосмотр».

«Московская полиция функционировала, опираясь на сложившуюся систему писаных и неписаных правил, – читаем в «Москве повседневной». – Суть этих отношений сводилась к тривиальной философии: «Мы денно и нощно охраняем ваш покой. За нашу тяжелую службу казна платит мало, а жизнь все дорожает. Так что извольте облечь вашу благодарность в денежные знаки разного достоинства – соответственно с вашими доходами». Чтобы система действовала без сбоев, требуется придерживаться простого правила: внешне все должно быть шито-крыто».

Дома новы – привычки стары…

Владимир Симонов

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация