Воронцовская осень
Зеленое это пятно почти со всех сторон окружено многоэтажками. Балконы смотрят прямо в уже готовую покрыться легкой позолотой колышущуюся на ветру листву. Это почти как жить на берегу моря: два шага, и ты уже отрешился от суеты, нырнул в другую стихию. Вот и спешат через дорогу к многочисленным входам-выходам парка семьи в полном составе, мамы с колясками, бабушки с внуками. Перешел и – Воронцовский парк.
По красной дорожке
Решили для разнообразия сменить урбанистический пейзаж на облагороженные природные ландшафты и мы. Побродить среди вековых вязов, дубов, лип, посмотреть на отреставрированные архитектурные красоты старинной усадьбы. Ну и, конечно, взглянуть, на экспонаты V Московского фестиваля цветников и ландшафтной архитектуры, представленные аж 130 озеленительными хозяйствами России, ближнего и дальнего зарубежья. Тем более, что шанс последний: длившийся два месяца городской фестиваль подошел к концу – осень! Но кочующий этот праздник дизайнеров от цветоводства (как и в прошлые годы на Речном вокзале, в Кузьминках, на ВВЦ, в Лужниках) плоды свои принес – территория облагорожена, и уже рукой подать до того, чтоб занять Воронцовскому парку почетное место в «Венке русских усадеб».
Вот и главный вход. Слева на парковке сверкает черными боками свадебный лимузин – молодожены тоже решили к природе приобщиться. Прямо на песок, между двух «исторических» башенок, положена красная дорожка – под цвет кирпича. (Видимо, символизирует, что каждый гость здесь почетный). Народ столпился у карты.
– Мы где?
– Да вот же, вот! Видишь – башни?
Застываем на распутье – куда пойти? Начнем с левой тропинки – «Мир сказок».
Шар на погибель
Пахнет свежескошенной травой. И пока дорожка вьется между могучих темных стволов, постараемся вспомнить, сколько же раз место это впадало в запустенье и вновь возрождалось? Считается, что первым владельцем местности был боярин Федор Воронец, доживший до 1370-х. В 1519 году здесь проводил лето великий князь московский Василий III (а стало быть, и дворец стоял, и усадьба была). Затем Воронцово превратилось в обычную деревню. В Смутное время (начало XVII века) – в выжженную пустошь. И наконец, при первом Романове перешло в руки князю Репнину, у потомков которого задержалось на долгие годы.
Во время Отечественной войны 1812 года в Воронцове под руководством механика Франца Леппиха сооружался большой воздушный шар, с которого предполагалось бомбардировать врага. Во избежание паники среди населения в «Московских ведомостях» было опубликовано сообщение: «От главнокомандующего в Москве. Мне было поручено от Государя сделать большой шар, на котором 50 человек полетят, куда захотят… Если погода будет хороша, то завтра или послезавтра ко мне будет маленький шар для пробы. Я вам заявляю, чтобы вы, увидя его, не подумали, что это от злодея, а он сделан к его вреду и погибели».
Следствием этого, как писал граф Аракчеев, стало вот что: «Народ тогда толпами ходил из Москвы, на расстояние семи верст, к тому месту, где готовился шар. Это было на уединенной даче, окруженной забором, куда внутрь никого не пускали, но народ, возвращаясь домой, рассказывал, что видел своими глазами, как готовился шар на верную гибель врага». История эта упомянута и в «Войне и мире», где Пьер Безухов незадолго до Бородинского сражения «для того, чтобы развлечься, поехал в село Воронцово смотреть большой воздушный шар». Но пуск этого чуда техники так и не состоялся, и Леппих из гения превратился в «сумасшедшего шарлатана», а Воронцово было сожжено французами.
Бутовский семицветик
Мрачные мысли прерывает открывающаяся картина. Мелькают сквозь листву разноцветные фигурки гномов, носится детвора. Стряхиваем морок времен и оказываемся в том самом «Мире сказок», к которому стремились.
Перед нами сказочные композиции из цветов разных видов и мастей, фигурок, сооружений. Вот внушительный «Каменный цветок», венчающий живую, разноцветную клумбу, а рядом ветер треплет шерстку мохнатого Винни-Пуха, глядящего на избушку с надписью «Посторонним В.» и пушистую, как сам Пух, траву. Везде карусельки, паровозики, мостики.
– Такой бы на дачу, м-м-м…? К калитке, например. Для дизайна, – кивает молодой парень на перекинутое через овражек сооруженье с перилами.
– А как два ведра из колодца пронесешь? Боком? – возражает хозяйственная жена.
– Ну тогда вот тот – пошире…
Кроме прочих озеленительных хозяйств, свои фантазии на тему сказок представила каждая префектура Москвы. Из Западного округа плывет по цветам к «Острову сокровищ» маленький пиратский корабль, и прорастают из разинувшего алчную пасть сундука желтые герберы. На Севере города создавалась сидящая в цветке Дюймовочка. А Юго-Западный округ, как хозяин территории, представлен всеми своими районами. Район «Академический» предпочел изобразить колобка, Гагаринский – кота с Лукоморья, а Южное Бутово самовыразилось ярчайшей композицией по мотивам «Цветика-семицветика», с клумбами-лепестками из семи видов цветов, где посередине трепещет крыльями стрекоза. Ну, а сама префектура ЮЗАО воплотила многофигурный сюжет с Белоснежкой и семью гномами.
Аншлаг на детской
Сидит Тортила в мини-пруду, окруженная почтительными лягушками. Желтеют настурции. А вот «Миг между прошлым и будущим» – целая ретрокомпозиция в натуральную величину. Покосившаяся избушка с ржавым почтовым ящиком на калитке, а рядом что-то блестящее, металлическое – видимо, будущее. Детям полный восторг – такие большие игрушки! Лазят, фотографируются везде. Вот две девчонки примостились по бокам пригорюнившегося на лавочке Буратино, обняли, довольны:
– Мама, снимай!
Вот из окошек лукавые физиономии высовывают, взбираются на паровозики… А на детской площадке вообще аншлаг. Важные, раскатывают по дорожкам на разнообразных машинках с педалями. А вот целая семья втроем уместилась, едут-хохочут – родители молодые-изящные попались.
Мимо реставрируемых еще зданий приближаемся к прудам. Берег элегантно очерчен деревянным мостиком. Хоть и холодновато, вокруг бьющих прямо из воды фонтанов кружат лодки. Неторопливо проплывают утки. Зеленеет остров посередине, соблазняя пуститься вплавь. Для проголодавшихся по берегу обильно разбросаны шатры-палатки-кафешки, где можно перекусить. На одном надпись «Чай – бесплатно!» Народ мнется, опасается подвоха.
Сворачиваем из эпицентра веселья в зелень аллей. Слышны крики с волейбольной площадки. Дяденька, согнувшись, меж стволов бродит, грибы ищет. О, нашел! Навстречу близнецы в коляске едут, ведя оживленный, только им понятный диалог.
Время собирать яблоки
Вымощенная дорога ведет на этот раз к храму, а именно – Храму Святой Троицы в Воронцове, которому в этом году исполнилось ровно 200 лет. Появился он еще во время владения Воронцовым князьями Репниными, а позже, в 1837 году, к нему были пристроены придел и колокольня. Имение переходило из рук в руки, пока не было куплено в 1911 году за 250 тысяч рублей юристом Грюнбаумом, владевшим Воронцовым вплоть до его национализации. В 1920 году здесь был организован совхоз при московском комендантском управлении, обслуживающий московский гарнизон. В имении жили занимавшиеся хозяйством красноармейцы. Находившиеся поблизости дачи снова, как и во времена французов, были разграблены и сожжены. В 20-х же годах в усадьбе была размещена биостанция (позже – лаборатория НИИрастений), к югу от усадьбы расположился свиносовхоз, находившийся в ведении ОГПУ-НКВД. Нелегкая судьба ожидала и церковь. Сначала разобрали колокольню, а в 1938 году здание храма заняла механическая мастерская, затем – фабрика детской игрушки.
Несмотря на то, что с каждым годом советской власти Воронцово несло ощутимые потери, в конце 50-х-начале 60-х годов старожилы еще вспоминали «старые с мощными кронами яблони фруктового сада, плоды которого перерабатывались на небольшой фабрике, находившейся в одном из строений усадьбы». Когда урожай собирали, сад открывался для всех желающих. Но началась массовая застройка, и часть парка, что за прудами, оказалась отрезана и занята домами. В преддверии Олимпиады-80 снесли находившееся рядом старое кладбище. Правда, время работало и на созидание: после урагана 1998 года, повалившего много деревьев, была воссоздана боковая аллея, исчезнувшая более 150 лет назад.
Реставрационные работы в Воронцове еще идут, но в очищенные пруды запущена рыба, их берега укреплены, вымощены дорожки, заменена ограда, высажены сосны и древовидные можжевельники, которые были когда-то в парке, вновь устроен «китайский сад», сделаны чудесные детские площадки… Словом, усадьба приводится в «божеский вид».