05:46:10
27 ноября 2024 г.

Глазуревая правнучка мозаики

Уютный дом«Дьявол кроется в мелочах», – говорят англичане. Эта пословица отлично описывает знакомую каждому дизайнеру ситуацию, когда именно детали определяют успех или неуспех всей работы. Сегодня большинство серьезных производителей отделочных материалов хорошо понимают важность «безделиц». Например, такой базовой вещи, как керамическая плитка…

Как русские итальянцев научили

Популярность керамической плитки в современном интерьере неоспорима. Несмотря на кажущуюся незамысловатость (в сущности, плитка – просто плоский керамический черепок, покрытый разноцветной глазурью), такая традиционная отделка требует высочайшего уровня технологий и разрабатывается с привлечением весьма серьезных ученых и дизайнеров. Особое место отводится именно украшениям.

До сравнительно недавнего времени декору, как самостоятельному элементу, при составлении промышленных коллекций особого внимания не уделялось. То есть такие элементы выпускались, но весьма ограниченно, и стоили очень дорого. Плитка воспринималась неким фоновым, утилитарным материалом, который не может определять интерьерный замысел. Любопытно, что во многом способствовали перелому этой скучной тенденции… именно российские производители, и произошло это совсем недавно?– чуть более 10 лет назад.

«До 97-го года мы фактически учились производить качественный товар, – говорит Лариса Новикова, генеральный директор Kerama Marazzi. – К этому времени сформировалась идея – нужно продавать не плитку как технически удобный товар, а определенное качество жизни. Идея стала толчком к развитию декоров. Первые ласточки были очень простенькими и дешевыми. Итальянцы удивлялись: почему мы продаем такие элементы так дешево? Я им отвечала: поэтому у вас и покупают мало!

Время доказало нашу правоту. Сегодня ни одна ванная, облицованная нашей плиткой, не обходится без декора. Бордюры ставят и в два ряда, десятками покупают вставки, тем более что есть любые варианты – от металлизированного хай-тек до «африканского» примитивизма. И теперь итальянцы очень внимательно смотрят на то, что мы делаем».

Причина этого взрыва популярности очевидна: хорошо это или нет, но интерьерная мода перестала быть уделом узкого круга богатых избранных. Жить не просто комфортно, но красиво хотят все, вне зависимости от страны и достатка. А массовое явление требует такого же обеспечения, и не случайно, что одними из первых это поняли именно в нашей стране, многие годы испытывавшей недостаток в красивых вещах.

Что в арсенале?

Как и любые другие интерьерные элементы, керамические декоры подвержены веяниям моды. Несколько лет назад популярными стали фотоизображения на плитке произведений искусства, цветов и пр. Тенденция к натуральности побудила компанию Archeo Ceramica создать вставки, на которых узор образован натуральными морскими камнями и раковинами, покрытыми прозрачной глазурью. Есть керамика с настоящими металлическими вставками (заклепками), которая востребована в интерьерах хай-тек. Появились даже высокотехнологичные декоры, позволяющие… освещать помещение. Для этого в толщу черепка вводятся светодиоды, после чего плитка покрывается высокопрочным прозрачным полимером. Такие дополнения помогают добиться удивительных эффектов.

В целом же понятие «декор» в отношении керамической плитки подразумевает сочетание нескольких разных элементов, без минимального набора которых сегодня не выпускается практически ни одна коллекция.

Декоративные плитки-вставки (плитки с рельефом рисунком). Иногда они представляют собой так называемые тоцетти (100×100, 50×50 и 40×40 мм), обычно контрастные элементы, которые позволяют создать эффект укладки со сдвигом. Это дает возможность добиться необычного визуального эффекта?– помещение кажется больше;

Бордюры, уголки, карнизы и плинтусы?– практически обязательные части любой коллекции, позволяющие решать не только декоративные, но и чисто утилитарные задачи. Например, бордюр может обрамлять ванну, являясь «герметизирующим» элементом. Вообще, такие варианты декора имеют очень широкое применение, начиная от визуального зонирования и заканчивая, скажем, рамами для зеркал;

Розоны (наборные панно, которые служат визуальным центром пола или стены). Чаще всего представляют собой композицию, вписанную в окружность или многоугольник;

Декоративные панно – настоящие картины. Могут изготавливаться в виде плит большого формата или небольшими композициями из нескольких плиток.

Но избыток декора легко может перегрузить интерьер, сделав его несколько аляповатым. Общее правило (хотя и из него есть исключения) – чем ярче и необычнее украшения, тем меньше их должно быть. То есть яркий розон на полу потеряется в обрамлении пестрых стен. И напротив, сплошной неяркий тон требует дополнительных эффектов?– либо ярких бордюров и вставок, либо зеркал в контрастных рамах, тем более что их использование позволит визуально корректировать размеры помещения.

Зрительно зонировать помещения поможет вертикальная укладка бордюра. Если же такие элементы расположить в шахматном порядке, это даст возможность обыграть трудные участки – сантехнику, выступающие короба и т. д. Интересный эффект дает и комбинирование нескольких видов декора.

Главное – удивить

Над задачей создания необычного, запоминающегося декора, да еще и соответствующего определенной коллекции, ломают голову, как правило, крупные дизайнерские агентства (большинство из них – итальянские).

Некоторые декоры поначалу могут вызвать недоумение, как, например, это произошло с коллекцией Варан, оформленную под кожу рептилии. Но на сегодня это одна из самых востребованных коллекций, пользующаяся неизменной популярностью именно из-за необычности. Можно отметить металлизированные декоры, а также имитацию меха или необработанного дерева – все они позволяют расширить границы привычных дизайнерских приемов.

Большинство эффектов – рисунок, блеск, рельеф – требуют неоднократной обработки, иногда вручную (для эксклюзивных коллекций), что объясняет их дороговизну. Для дополнительных эффектов применяется особая техника прессования, глазурования и обжига. Например, перламутрового или металлического эффекта достигают при помощи техники «люстр», когда черепок (его еще называют «бисквитом») поверх первого слоя глазури покрывают специальными металлическими смоляными мылами (резинатами) и снова обжигают, в результате чего образуется тонкая надглазурная пленка, преломляющая лучи света. Такой обжиг, называемый декоративным, обязательно делается для закрепления росписи надглазурными красками, в т.?ч. люстровыми, и препаратами благородных металлов. Именно его применяют при производстве декоративных элементов.

Получить рисунок на декоре тоже можно разными способами. Наиболее распространенный – шелкография. В этом случае рисунок наносится на изделие продавливанием краски через сетчатый трафарет. Через один трафарет можно наносить лишь одну краску. Для многоцветной печати применяют два, три и более трафаретов. Благодаря этому способу плитки, выполненные шелкографией, похожи одна на другую – как оттиски с одного негатива.

Сами по себе глазури также являются способами создания нужного эффекта для элементов декора. Например, такова «кристаллина», покрытие, благодаря которому плитка приобретает исключительно ровную глянцевую поверхность, становясь похожей на стекло. До недавнего времени этот вариант обработки практиковали только зарубежные производители, и лишь сравнительно недавно ее освоили на российском заводе «Велор» в Орле.

Николай Фидянян

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация