Хороший воздух – свежий воздух
Чтобы понять, чем мы дышим, находясь дома, специалисты советуют провести эксперимент. Прежде чем войти в квартиру, затаите дыхание. Вдохните, только переступив порог и закрыв за собой дверь.
Что делать? Кто виноват?
Вы почувствуете, что даже несмотря на периодическое проветривание, воздух в квартире ощутимо хуже, чем на площадке, а тем более на улице. Даже если за окном?– Садовое Кольцо. Вот почему проблему его чистоты нельзя решить, превратив квартиру в подводную лодку или космическую станцию. О том, что делать, и кто виноват, рассказали журналистам на встрече, организованной компанией «АЭРЭКО», ее участники: директор компании Жером Антуан Бономм, ведущий специалист по вентиляции и микроклимату Борис Бутцев, главный специалист ОАО «Моспроект» Галина Стомахина и старший специалист независимой экологической экспертизы «Экостандарт» Евгений Кузьменко.
Минздрав США предупреждает
В Интернете давно гуляет трактат под названием «Комнатный воздух – тихий убийца», написанный шведскими специалистами по вентиляции и членами шведской же Ассоциации врачей по аллергии и астме. В нем есть такие цифры: человек ежесуточно потребляет от 20 до 30 килограммов воздуха, 3 литра жидкости и лишь 1 килограмм пищи. Получается, грязный воздух – гораздо губительнее. Только в отличие от съеденной на ходу уличной шаурмы, вдыхание токсинов, содержащихся в воздухе, – бомба замедленного действия.
Источники вредных веществ, роящихся в наших домах, давно известны. Это новая или некачественная мебель, лакокрасочные покрытия и декоративная отделка (особенно после ремонта). Если неприятный запах стоит не более двух-трех месяцев, считайте, вам повезло. Все в порядке. На то время, пока обновка, благоухая, «душит», рецепт один – чаще проветривать комнату, чтобы агрессивные вещества быстрее выветрились.
Но если голос кого-то из домочадцев осип?– это симптом химического загрязнения, причины которого нужно устранить немедленно, иначе не за горами заболевание дыхательных путей и осложнения хронических недугов.
На встрече приводился такой случай. У директора одной из фирм к концу дня пропадал голос. Взятие проб воздуха показало превышение формальдегида в 10 раз. А источал его новый лакированный паркет.
Не менее опасно микробиологическое загрязнение. Сырые, плохо вентилируемые помещения, а порой и сами воздуховоды со временем заселяет плесень и даже такие опасные бактерии, как сальмонелла. Все это приводит к аллергическим реакциям, особенно у детей. Неправильная эксплуатация популярных нынче герметичных стеклопакетов лишь осложняют ситуацию.
В качестве примера один из экспертов привел семью, которая, опасаясь простудить младенца, не только заменила окна на стеклопакеты, но и вовсе решила их не открывать. В сочетании с нарушенной гидроизоляцией стены, о которой жильцы не подозревали, пока у них стояли «дырявые» окна, щели в которых на зиму заклеивались малярным скотчем, полное отсутствие вентиляции привело к появлению плесени. В результате ребенок приобрел тяжелую форму аллергии.
Нельзя забывать и о радоне – токсичном газе, появляющемся в процессе распада радиоактивных элементов тория и урана, находящихся в земной коре. Просачиваясь через почву, он выходит на поверхность. По данным Министерства здравоохранения США, 19?тысяч человек умирают от болезней, непосредственно связанных с повышенной концентрацией радона в офисах и домах. Из-за него в Швеции официально более 5 тысяч домов признаны непригодными для проживания, в США – около миллиона. В России подобную статистику никто не ведет.
Бытует мнение, что радон концентрируется только в подвалах и на первых этажах зданий. Это заблуждение. Он выделяется даже из кирпича и бетона. Ничем не угрожает лишь органика, например дерево.
Если в помещении долго были закрыты окна, концентрация радона увеличивается.
Вредно, но не вчера
В эпоху массового жилого домостроения с появлением некачественной столярки из СНИПов исчезли нормативы по притоку воздуха. Почему? Да потому, что эти цифры оказались непредсказуемы, и все вредные вещества, в том числе – радон, вынесли за скобки.
К сведению: согласно СНиПам нормы необходимого воздухообмена таковы. Квартиры с газовой плитой – 140 кубометров в час, с электрической – 110. Умножив кубометры на 24 часа, получим 2640–3360 кубов суточного дебета.
Но откуда теперь их взять? Старая столярка обеспечивала эти необходимые 3000?кубометров суточного обмена, поскольку, суммировав площадь всех щелей «дырявого» окна, можно получить брешь размером 150–200?кв. сантиметров (дырочка в один кв. сантиметр обеспечивает приток одного кубического метра воздуха в час). Замечательная была «вентиляция»! Ее не требовалось специально устанавливать, она была бесшумна и работала без участия человека.
В кулуарных беседах специалисты говорят о том, что дома с естественной вытяжкой и герметичными окнами – самообман: летом термическая тяга в них не работает. А возможность открывать окна настежь есть далеко не у всех, хотя бы из-за шума автодорог.
Свежим воздухом нельзя запастись, поэтому теперь добиться нормального воздухообмена можно, лишь распахивая настежь двери и окна 20–25 раз в сутки. Хотя это вряд ли реально, тем более по ночам. Между тем за два часа два спящих человека в 15-метровой спальне использует весь свежий воздух и просыпаются с чугунной головой. Вот почему, чем быстрее слово «проветривание» будет заменено словом «вентиляция», означающим управляемый постоянный процесс воздухообмена «улица-квартира-улица», тем лучше.
Пластик навсегда
«Свалились на нашу голову эти пластиковые окна. Давайте вернемся к старым, которые были», – часто слышат экологи. Хотя понятно, что возврата к старой столярке не будет.
Толчком для внедрения герметичных окон стала нехватка энергоносителей и борьба за их экономию. И с каждым годом проблема будет все более актуальна. К тому же стеклопакеты обладают хорошей шумоизоляцией, и у горожан появилась возможность чувствовать себя комфортно, даже если за окном трасса.
Вопрос не в том, чтобы отказаться от новшества, а в том, чтобы найти компромиссное решение – сохранив все плюсы герметизации (в первую очередь – энергосбережение), ликвидировать минусы.
Один из путей – теплоутилизация удаляемого воздуха. Известно немало технологий: рекуператоры, регенераторы, более хитроумные схемы. Но, увы, для массового жилья в обозримом будущем они не применимы.
В поисках бюджетных решений, производители пластиковых окон пытаются смягчить побочный эффект герметичности с помощью опции «щелевое проветривание». Но и у нее есть существенные недостатки – проникновение с улицы шума и появление сквозняка (так как воздух не успевает прогреваться).
Но есть еще одно решение. Что если ту самую утерянную дыру старой столярки площадью 150 кв. сантиметров поместить как можно выше, чтобы струя входящего свежего воздуха уходила в подпотолочное пространство? Здесь он согреется (воздух под потолком прогрет до 26–28 градусов) и уже не будет восприниматься как сквозняк. Именно по такому принципу устроены шумоизоляционные приточные клапаны, интегрированные в оконную конструкцию.
К тому же процессом вентилирования теперь можно управлять. Зачем, например, соблюдать нормативный воздухообмен, если в помещении нет людей? Нужно лишь научить систему вентиляции автоматически распознавать: работать ей в полную силу или можно расслабиться.
Не путать Россию с Сахарой
Рассказы о том, что в России сухой воздух, вряд ли актуальны. В некоторых московских квартирах термогигрометр показывает аж до 80% влажности. Семья из 3–4 человек в сутки способна «надышать» 10–15 литров воды. Плюс влага, испаряемая цветами, кастрюлями на плите, плюс вода в раковине и ванне. Одним словом, рай для плесени.
Один из участников дискуссии продемонстрировал новинку – автоматический клапан «Аэрэко», который управляется датчиком, реагирующим на уровень влажности в помещении. Установка такого клапана практически не влияет на звукоизоляцию окна – потеря может составлять всего 1–2 децибел. А поставлять клапан может те самые «санитарные» 30–35 кубометров воздуха в час. После установки этих клапанов проблема конденсата на стеклах отпадает сама собой. Причем устанавливать их можно на уже имеющиеся окна (всего за час работы на одно окно). Вместе с работой это обойдется в 60–70 евро.
Не менее интересны стеновые версии вентиляционных клапанов, аналогичные по смыслу оконным. Они не занимают световой проем, бывают разного цвета, приятного дизайна. Их сейчас активно внедряют передовые строительные компании.
Что касается «страшилок» о замерзающих зимой клапанах, то специалисты считают их необоснованными и советуют обращать внимание на конструктивные особенности приглянувшихся моделей. Например, у немецкой фирмы G-U есть конструкции сугубо для европейской зимы с плюсовой температурой. В наших условиях зимой они покроются льдом. Но есть конструкции, которым не страшны и 45-градусные морозы.
Существуют модели, которые сама хозяйка не сможет почистить от тополиного пуха и пыли. Раз за сезон ей потребуется вызвать специалиста. В этом плане выгодны прямоточные клапаны, без лабиринтов: два-три движения щеткой пылесоса – и чистка завершена.
Но нужно управлять не только притоком воздуха, но и его отведением. «Умные» вытяжные решетки благодаря встроенным датчикам инфракрасного излучения включаются при появлении человека в туалете или ванной. Монтаж их предельно прост – нужно ввинтить четыре самореза.
Специалисты считают: если ограничиться только клапанами на приток и вытяжными решетками, можно нормализовать «среду обитания» в наших массовых жилых домах. Правда, с одной оговоркой – на отопительный период, когда работает термическая тяга. Летом, если ориентироваться на требования СНиП, придется предусмотреть принудительное отведение воздуха при помощи специального вентилятора.