Кто ответит за мозоль?
Покупку обуви многие приурочивают к летним распродажам, что и не удивительно. Стоит она нынче недешево, гарантийные сроки на нее магазины объявляют просто мизерные, а качество далеко не всегда соответствует цене.
В советские времена путь башмаков на наш рынок тщательно отслеживался торговой палатой. Проверялась вся партия обуви, а образец хранился до полной ее распродажи. Если же модель имела массовый дефект, отзывали всю бракованную партию. Особенно строго применялось это правило к импортной продукции.
Увы, сегодня подобный госконтроль забыт, и, чтобы вернуть деньги за развалившиеся буквально на ногах новенькие туфли, придется побороться самим.
Прежде чем стучать кулаком
Вообще-то по закону потребитель вовсе не обязан знать все свойства и особенности приобретаемого товара, но поскольку в магазине у продавца не всегда можно получить нужную консультацию, кое-какие нюансы лучше иметь в виду.
Например, то, что каждый вид обуви соответствует определенному сезону и определенным погодным условиям, а так же назначению.
Так, обувь на кожаной подошве предназначена для носки исключительно в сухих погодных условиях. Это же относится к обуви с прошитым бортиком, так как она может быть уязвима для воды. Не любит сырости и натуральный велюр – он очень гигроскопичен: зимой сапоги из него можно носить только в мороз.
Стоит также учесть, что вечерние туфли не предназначены для ежедневных прогулок, осенние ботинки на кожаной подошве – для зимы, а модели с зауженными носами – для полных ног.
Вообще по закону можно в течение четырнадцати дней вернуть новую обувь в магазин, если она вам не подошла.
Купив штиблеты, внимательно изучите вкладыш с инструкциями по уходу за изделием, которые нужно соблюдать неукоснительно. Подбирайте соответствующий крем (по цвету, по жирности и т.д.); помыв обувь, немедленно протирайте ее насухо; для сохранения формы не забывайте набивать мягким материалом – мятыми газетами, бумагой, поролоном.
Почаще осматривайте набойку – если ее вовремя не заменить, может повредиться обтяжка каблука.
Отклеенная стелька – не дефект
Вы соблюдали все правила, но это не помогло? Тогда налицо явный производственный брак, и можно требовать компенсации. Причем независимо от того, где была совершена покупка – на рынке или в магазине.
Самые частые «болезни» обуви: трещина и перелом каблука, растрескивание и осыпание красителя кожи, просечка кожи строчкой, трещины или переломы подошвы (зимняя обувь на подкладке из натурального меха), многочисленные трещины лакового покрытия, плохое качество «молнии».
А вот отклеивание стельки и истирание набойки, к сожалению, к производственным дефектам не относятся.
Бывают случаи, когда по цене кожаной обуви продают обувь из кожзаменителя. Эксперт всегда может определить – кожаное изделие или нет.
Как только обнаружен дефект обуви, не дожидаясь окончания гарантийного срока, несите ее с претензией в магазин.
Договориться нельзя судиться
Резонный вопрос: кто оплачивает экспертизу? Первоначально – тот, по чьей инициативе она проводится. Однако если претензии оказываются обоснованными, покупатель имеет право потребовать компенсацию понесенных расходов.
Если же продавец предъявит вам заключение экспертизы, в котором черным по белому написано, что исследованная пара не имеет производственных дефектов, у вас два пути.
Первый. Принять это как данность и оплатить процедуру, после чего либо ремонтировать обувь за свой счет, либо просто выбросить.
Второй. Попытаться оспорить результаты исследования и, обратившись к независимым специалистам, провести их за свой счет.
И в случае подтверждения вашей правоты имеете право потребовать возмещения продавцом собственных расходов.
Внимание – на коробку
При покупке обуви обращайте внимание на упаковочную коробку. На ней в обязательном порядке должна находиться наклейка либо надпись, указывающие наименование производителя и его адрес, тип материала верха обуви, тип материала подкладки обуви, цвет, размер, артикул и знак Госстандарта.
В случае отсутствия данной информации вы вправе потребовать сертификат на данную пару либо на всю партию обуви на бумажном носителе. Если продавец не в состоянии представить такой документ, тогда зачем вам несертифицированный товар, который и вовсе не должен продаваться на территории РФ?
О гарантиях
Существующее законодательство не регламентирует длительность гарантийного срока, но зато обязывает продавца поставить о нем в известность покупателя – отметкой в чеке либо хорошо заметным объявлением в торговом зале.
При отсутствии гарантии либо информации о ней предъявлять претензии по качеству обуви можно в течение двух лет со дня ее продажи (ст. 19 закона РФ «О защите прав потребителей»). Это правило относится и к внесезонной обуви, то есть предназначенной для постоянной носки в помещении независимо от погоды на улице (домашние тапочки, спортивная и офисная обувь и т.п.).
Срок гарантии на сезонную обувь может исчисляться как со дня покупки, так и с даты наступления соответствующего сезона, если она была приобретена в другое время.