Отпуск с претензией
Отпуск дается нам раз в году, поэтому провести его надо так, чтобы полученных эмоций, сил и воспоминаний хватило надолго!
Любителей отдыхать «дикарем» становится все меньше: куда проще заплатить деньги туркомпании и возложить на нее ответственность за все. Однако спросить с агентств за «очковтирательство» удается далеко не всегда. Как подстраховаться, чтобы в случае неудачи получить компенсацию за испорченные впечатления, подскажет адвокат Людмила Трифонова.
Предъявите вашу лицензию!
Среди многообразия турагентств есть добросовестные исполнители, «ведущие» своих подопечных до завершения тура, а есть и такие, кто получив деньги клиента, считает свою миссию выполненной. Как же подстелить соломку и не превратить отдых в кошмар?
Прежде чем доверить свой драгоценный отпуск и, конечно, деньги приглянувшемуся агентству (туроператору), постарайтесь выяснить степень его добросовестности. Можно, к примеру, воспользоваться старым проверенным способом получения информации – «сарафанным радио». Но существует и более современный путь – обращение в общественные организации Объединения туроператоров и турагентств, которые имеют информацию практически обо всех фирмах, представленных на рынке. И если уж у кого рыльце оказалось в пушку, этот факт будет здесь известен.
Чтобы не попасться в сети агентства-однодневки во время очного знакомства в их офисе, попросите предъявить вам лицензию на оказание туристических услуг, выдаваемую Министерством по туризму, свидетельство о регистрации данного агентства и документы о страховании его профессиональной деятельности.
В договоре должно быть ВСЕ
Выбор страны, маршрута или отеля – дело ответственное, поэтому буклеты или проспекты фирма должна предоставить без напоминаний с вашей стороны. Не стесняйтесь «влезать» в мелочи будущей отпускной жизни, ведь именно они, в конечном итоге, и влияют на ваше впечатление от отдыха.
Обязательно выясните, какие именно услуги включены в стоимость путевки, а за какие придется доплачивать и сколько. При заключении договора, естественно, в письменном виде, потребуйте, чтобы в нем были отражены все нюансы: номер и условия проживания в нем (его подробное описание, услуги, включенные в его стоимость: наличие бесплатного бара, кондиционера, душа и т.п.).
Чтобы не удивляться затянувшемуся отсутствию горничных, обязательно выясните, сколько раз в день номер должен убираться, как часто будут менять постельное белье и полотенца. Не забудьте о питании: будет ли это шведский стол или иная кухня, и сколько раз в день вас собираются потчевать.
Если имеются пляж и бассейн, пусть в договоре будут описаны некоторые моменты: например, расстояние до пляжа, нужно ли платить за лежаки и зонтики, наличие бассейна и их количество, порядок пользования бассейном (в некоторых странах временной промежуток бесплатного пользования им ограничен).
Если предусматриваются экскурсии, укажите в договоре их маршрут и время проведения. Оговорите также, является ли экскурсионное обслуживание дополнительной услугой, оказываемой за плату, или входит в стоимость тура.
Помимо всего прочего, исполнитель обязан предоставить вам информацию о стране пребывания, ее обычаях и обо всех существенных условиях проживания. Все эти обязательства установлены законом РФ «О туризме и туристической деятельности в РФ».
Укажите в договоре порядок получения виз, проездных документов, сроки их получения.
Не забудьте бумагу и ручку
Зачастую в договоре турагентство не несет ответственности за факт отказа в выдаче виз посольством той или иной страны и не отвечает за действия перевозчика. Поэтому, если вам задержали вылет самолета, незамедлительно обратитесь в службу аэропорта и зафиксируйте данный факт: на какое время рейс был отложен, когда фактически состоялся вылет. Акт должен быть завизирован сотрудником службы аэропорта вылета. Таким же образом фиксируется и факт прилета в аэропорт назначения.
В настоящее время предусмотрена страховка от невыезда, по которой, в случае, если поездка не состоится, возмещаются ваши убытки. Потребуйте у агентства предоставления информации о том, с кем оно заключило договор страхования, документы страховой компании: лицензии на страховую деятельность, условия страховки и выплаты убытков в случае наступления страхового случая, сроки выплаты и порядок обращения. Вы можете непосредственно посетить офис страховой компании и выяснить эти данные у страховщика.
Если вы недовольны качеством обслуживания, если вам не предоставлены на месте какие-либо услуги, прописанные в договоре, обязательно фиксируйте это в акте, который состоит из вашей письменной претензии, и заверьте его у сотрудника принимающей стороны.
В случае, если условия отдыха не соответствуют условиям договора (замена номера, отеля или иные недостатки), данные факты также необходимо отразить в документах, заверенных представителем принимающей стороны, сотрудниками отеля, и легализовать их в установленном законом порядке (через посольство).
Плохой отдых должен стоить дешевле или не стоить ничего
После окончания поездки можно в течение двадцати дней обратиться с письменными претензиями в адрес туристического агентства, с которым у вас имеются договорные отношения. Претензия предъявляется в письменном виде, одна копия экземпляра претензии должна остаться у вас на руках. Этот документ является доказательством вашего обращения к недобросовестной фирме – исполнителю в досудебном порядке.
В претензии необходимо изложить жалобы, указать на документы, их подтверждающие, а также выразить ваши требования. Согласно действующему законодательству, в случае ухудшения условий тура можно потребовать уменьшения стоимости оплаченных услуг, а если нарушены существенные условия договора, то и полного расторжения договора и возмещения убытков. Также в претензионном письме укажите срок для рассмотрения вашей претензии. Как правило, исполнитель обязан дать вам ответ в течение десяти дней.
В случае, если турагентство не выполняет ваши требования в добровольном порядке, смело обращайтесь в суд.
И в завершение хотелось бы пожелать, чтобы наши советы вам не пригодились, а отдых был приятным и полезным.