00:34:19
22 ноября 2024 г.

Берите бумагу и пишите

«Как челобитную подаешь?» – гневался Иван Васильевич Грозный, временно поменявший царские палаты на малогабаритную квартиру 70-х. И был по-своему прав. Судьба жалоб, требований и прочих не слишком приятных, но необходимых прошений часто зависит от соблюдения формальностей.

Поосторожней с осетриной!

Даже самый искушенный покупатель, знающий, куда заглянуть, что попробовать и как понюхать, не застрахован от приобретения некачественного товара. А магазин признать свою вину не торопится, пользуясь, в первую очередь, юридической неосведомленностью большинства граждан.

Чтобы не стать игрушкой в руках торговли и сервиса, полезно изучить закон о защите прав потребителя. И тогда можно быть готовым к любым неожиданным поворотам. Например, к сюжету об… осетрине второй свежести (хотя, замечу попутно, во времена Михаила Булгакова со свежестью и качеством осетрины было не в пример лучше).

У трех дорог

Итак, обнаружив, что купленный товар – некачественный, вы оказываетесь у развилки трех дорог.

Можно потребовать от продавца:
а) обменять товар на аналогичный, но качественный;
б) попытаться вернуть деньги;
в) согласиться на устранение недостатка товара (т.е. фактически воспользоваться правом на бесплатный гарантийный ремонт).

В первом случае продавец обязан выполнить ваше требование в течение недели с момента его предъявления. Во втором – вернуть деньги в 10-дневный срок.

Но прежде чем что-то поменять или вернуть ваши кровные, продавец, скорее всего, потребует, чтобы вы принесли из сервисного центра заключение о наличии дефекта. Это хорошо в теории, только вот на практике давать такое заключение на руки покупателю мастера-ремонтники не хотят ни под каким предлогом. Можно попытаться пригрозить нарушителям закона обращением в Роспотребнадзор, но и это действует не всегда.

В случае отказа остается отправиться на поиски независимого эксперта и уже с его заключением (вернее, копией) вновь обращаться в магазин с требованием об обмене товара или возврате денег.

Есть еще один вариант. Если гарантийная мастерская отказывается писать заключение, – отдать товар на гарантийный ремонт, а спустя полчаса прийти туда же с заявлением об отказе от ремонта и требованием выдать заключение о наличии дефекта. Можно сделать это и телеграммой.

Лучше поприсутствовать

Существует вероятность того, что от проведения экспертизы сервисный центр не откажется, но предложит оставить товар на несколько дней. Допустим, у покупателя нет желания отдавать вещь в чужие руки хотя бы потому, что он не уверен в отсутствии нежной дружбы между магазином и экспертами. Попробуй потом доказать, что не ты пролил ту чашку кофе, которая, оказывается, и стала причиной неработающего телевизора или ноутбука. Поэтому в интересах покупателя прийти на экспертизу во всеоружии, то есть с заявлением-требованием о проведении тестирования в его присутствии.

Если же сервисный центр не захочет выяснить причину поломки незамедлительно, попросите в заявлении указать день и час, когда они будут к этому готовы. И вы можете подвезти товар.

Ремонт не обязателен

Еще сложнее обстоит дело с устранением недостатков. По закону продавец обязан исправить их незамедлительно, если иной срок не предусмотрен письменным соглашением сторон. Поэтому, если вы захотите воспользоваться правом на бесплатный ремонт, отдавая товар в гарантийную мастерскую, внимательно прочитайте все условия его проведения (они должны быть в документе, выдаваемом гарантийно-сервисной организацией, или на оборотной стороне квитанции). Особенно пристально изучите графу «сроки». Они должны быть разумными. Когда же они вас не устраивают, имеете полное право отказаться от починки и предъявить продавцу требование (о возврате денег или замене), предусмотренное действующим законодательством.

Продовольственные товары тоже можно вернуть. Если дома вы обнаружили в йогурте плесень, а вскрытая банка икры подозрительно попахивает – скорее в Гос-торгинспекцию. Понятно, что подвигнуть на такой подвиг может, скорее всего, цена вопроса.

Бесплатно, то есть даром

А теперь – золотое правило! При любом обнаруженном изъяне в качестве приобретенного товара или услуги – берите бумагу и пишите.

Телефонные переговоры могут продолжаться неделями и месяцами, с неизменным «перезвоните завтра, на следующей неделе и т.д.». При этом продавец формально остается ничего вам не должен, ведь от любых устных обещаний и контактов с вами он может откреститься в любой момент.

Итак, составляется «кляуза» в произвольной форме, а подается непременно под расписку продавца со штампом магазина. Один экземпляр (копия) с данной отметкой о ее получении должен остаться у вас на руках.

На первый взгляд, это самый короткий путь. Однако зачастую он оказывается самым длинным. Нужно быть готовым к тому, что все труженики магазина – от директора до уборщицы – откажутся не то что расписаться в получении, но даже взять листок в руки. Обычно, едва вы заикнетесь о встрече с начальством, сразу выяснится, что его нет на месте, а точное время появления босса «мелкие сошки» даже не берутся предугадать. В таком случае (когда не удалось хитростью выманить руководство в торговый зал) не остается ничего другого, как отправить претензию заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения, которые вам заверят на почте.

Если на ваше обращение не последует должных действий со стороны торгующей организации, можете смело обращаться в суд. При этом государственную пошлину оплачивать не придется, поскольку все иски, связанные с защитой прав потребителей, госпошлиной не облагаются. Удовлетворение от встречи со своими обидчиками в зале суда вы получите бесплатно, то есть даром.

Людмила Трофимова, адвокат

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация