Я тебя не слышу! Шум в квартире – неизбежное зло?
Два часа ночи. Вы просыпаетесь от приснившегося… шума! Что-то огромное идет. Бум, бум! Шаги приближаются. Годзилла? Нет – это сосед сверху решил попить воды. К счастью, обычно удается абстрагироваться от звука и не замечать его, как мы не замечаем давление молекул воздуха, пока не подует ветер. В этой статье вы найдете ответы на некоторые из интересующих вас вопросов и, если не решите проблему сразу, то, по крайней мере, увидите пути ее решения и удовлетворите любопытство.
Нет человека, ненависть к которому столь же искренна и постоянна, как ненависть к сверлящему стены. Это раздражение усугубляется еще и неизвестностью проводящего работы по благоустройству, а также очевидным достатком незнакомца, потому что невозможно сверлить круглый год, не имея на это достаточно средств!
Иные (например, автор этих строк) считают, что те, кто постоянно проникает в его личное звуковое пространство – просто маньяки, для которых жизнь теряет смысл без ежедневных попыток побить рекорды громкости при проделывании дыр.
У вашего корреспондента были сомнения в том, что его мнение верно, и потому я решил обратиться за помощью к профессионалам, решающим проблемы звукоизоляции ежедневно. На вопросы «Квартирного ряда» ответил Александр Боганик, главный инженер одной из столичных фирм.
– Самый главный вопрос: как распространяется звук в доме, то есть может ли он пройти по стене через несколько этажей?
– В многоэтажных домах, вследствие того, что сама конструкция зданий жесткая, и все строительные элементы друг с другом прочно соединены, структурный шум распространяется во все стороны совершенно одинаково и с очень небольшим затуханием. Например, в панельных домах железобетонные плиты соединяются между собой, потом стыки заделываются раствором, шум распространяется и вверх, и вниз, и по бокам. Поэтому, когда есть мощный источник шумового возбуждения, например перфоратор, долбящий бетонную стену, невозможно определить его местоположение – кажется, что шумит сосед за стеной, а когда к нему приходишь буквально с топором, выясняется, что это совсем другой сосед, причем с другой стороны, да еще и на три этажа ниже.
– И как далеко таким образом может распространяться звук?
– Если сверлят на первом этаже, это может быть слышно на десятом. Другое дело, что если сверлят перфоратором через этаж, уровень шума может быть таков, что разговаривать нельзя. У меня был случай, когда я сидел дома, сосед сверху делал ремонт настолько шумно, что я не мог разговаривать по телефону. Когда я собрался возмутиться по этому поводу, выяснилось, что это сосед не этажом выше, а через этаж.
Поскольку шум распространяется через большие пространства без затухания, может казаться, что это один и тот же сосед сверлит постоянно, на самом деле это совершенно разные люди. Поскольку дом – это объемное пространственное сооружение, есть квартиры и на этом этаже, и сверху, и снизу, и по диагонали, то в непосредственной близости находятся около двадцати квартир.
– Можно ли сказать, что без привлечения специальных материалов эта проблема не решается?
– Я бы даже сказал, что и со специальными материалами проблема шума от ремонта в целом не решается, потому что, даже если сделать полную звукоизоляцию в квартире, все равно шум от проведения ремонта с использованием тяжелой строительной техники будет слышен. Другое дело, что он будет слышен тише, но он неизбежен!..
Я ОГЛЯНУЛСЯ ПОСМОТРЕТЬ, НЕ ОГЛЯНУЛАСЬ ЛИ ОНА…
Из письма в редакцию «КР»: «Я музыкант-любитель, и довольно часто мне приходится играть громко. При этом у меня начинается какая-то паранойя от того, что мне слышится, как этажом ниже кто-то начинает ходить (эй, а не пора ли мне к врачу?) или даже стучать, причем иной раз гораздо громче, чем я играю. В итоге я зажимаюсь где-нибудь в углу и осторожно извлекаю ноты поодиночке. Вдохновение пропало, и мне ничего не остается, как повесить свой гонг обратно на стену. Если серьезно, то я играю на гитаре, но проблем от этого не меньше…».
– Современные здания, построенные по типовым проектам, изначально не предназначены для музицирования с помощью современных музыкальных инструментов и звукоусилительного оборудования. Поэтому, если стоит задача играть дома и при этом не беспокоить своих соседей, то необходимо в комнате (или череде комнат, если это какая-то серьезная студия) провести звукоизоляционные мероприятия. Причем, они должны быть комплексными – нужно изолировать не только пол, но и стены и потолок.
Когда речь идет о домашних студиях, мы делаем полную звукоизоляцию комнаты. Делаются конструкции изоляционного пола. Все звукоизоляционные материалы, должен сразу подчеркнуть, в бытовом плане достаточно толстые – 15 сантиметров, и, учитывая, что жилое помещение имеет исходную высоту, допустим, 2,65 м, комната станет ощутимо меньше в объеме. Тем не менее, можно сделать достойную звукоизоляцию, чтобы можно было спокойно музицировать. Не на предельных уровнях громкости, а на обычных, средних, что называется «не калечащих мозг».
Итак, я бы порекомендовал вашему читателю поднять уровень пола на 15 сантиметров, увеличить звукоизоляцию всех стен (эта конструкция чуть меньшей толщины – около 7 см на каждой стене) и потолка (тоже минимум 10 см).
Музыканты также охотно делают звукоизоляционные двери и переделывают окна.
– Так что такое звукоизоляция – это изоляция себя от соседей или наоборот?
– Хороший вопрос, философский прямо… Кстати, часто путают термины звукоизоляция и звукопоглощение. Сейчас мы говорим о звукоизоляции, ею занимается строительная акустика. Если бы мы говорили о гулком, либо комфортном звуке в помещении, мы бы говорили о проблемах звукопоглощения, которой занимается акустика архитектурная – это разные задачи.
– И почем нынче звукоизоляция для обывателя?
– В настоящее время квадратных метров, приходящихся на среднестатистического горожанина, мало, а их стоимость высока, поэтому рынок, готовый потреблять звукоизоляцию, имеет определенные ожидания – все хотят, чтобы звукоизоляция была тонкой. Вопрос даже не столько в стоимости, сколько в толщине. В акустике есть разные методики измерения звукоизоляции, поэтому появляются заблуждения, путаница и, как следствие, неправильные решения. Дело в том, что тонкие упругие материалы при определенном условии годны именно для изоляции структурного ударного шума, в большей степени от шума шагов сверху, например от каблуков. Если сверху между каблуками и полом сделать упругую прокладку, шум от каблуков снизится радикально. Этот принцип позволяет использовать любые достаточно тонкие и мягкие материалы, которые показывают высокую эффективность при измерении изменения звукового давления (в 30-40 дБ). Но все эти децибелы совершенно не значат, что подобная картина будет наблюдаться при звукоизоляции со стороны своего помещения. Иными словами, если приклеить тот же ковер к потолку, он не будет амортизировать шум каблуков соседки, ходящей по плите сверху. Но люди видят только эти цифры, не понимая, что они «работают» в определенных случаях. Все хотят тонкий изоляционный слой, несмотря на то, что при слое меньше 5 см хорошую звукоизоляцию не получить никогда. Кроме того, конструкции, эффективные для звукоизоляции, дорого стоят – порядка $20-30 за квадратный метр…
– По закону от 12 июля 2002 года № 42, опубликованном в «Вестнике мэра и правительства Москвы», № 32 за август 2002 года, устанавливается административная «ответственность физических и юридических лиц за нарушение покоя граждан и тишины в ночное время на защищаемых территориях и помещениях в городе Москве». С тех пор в документ были внесены некоторые поправки, но суть осталась той же. Как работает этот закон, часто ли дело доходит до суда?
– Случаи очень редки, и в основном это касается грубых нарушений в ходе ремонта, когда изменяется слышимость сквозь перекрытие.