Чаепитие по-королевски
Бело-голубая с золотой окаемкой, тонкая до полупрозрачности ажурная фарфоровая чашка… Как вкусно из нее пить кофе, подливая густые сливки из изящного сливочника, а на хрупком блюдце уже замер в ожидании нежнейший бисквит… Да, фарфоровая посуда – это вам не пластиковые стаканчики и огромные керамические чашки с пошловатыми «покемонами». А вот, сервировав стол чайным сервизом, к примеру, из лиможского фарфора, можно почувствовать себя, как минимум, придворной фрейлиной на чаепитии в Версале.
Еще каких-нибудь полвека назад фарфор и хрусталь в доме считались признаком мещанства. А в наше время кофейные, чайные, обеденные и другие сервизы тщательно подбирают, коллекционируют и бережно хранят.
Поскольку китайский фарфор всегда был вне конкуренции, поговорим сегодня о его европейском собрате. Правда, несмотря на то, что фарфоровая посуда существует очень давно, всемирно признанных марок немного.
Разгадать секреты китайского мастерства европейцам удалось только в 18-м веке, до этого в обиходе была деревянная или глазурованная глиняная утварь. Интересно, что это открытие было сделано практически одновременно в Германии и Франции. Только немцы наладили производство так называемого «твердого» фарфора из дрезденской глины, а французы — «мягкого», без применения каолина.
Вот уже сто двадцать лет столовый фарфор немецкой марки Rosenthal является украшением королевских апартаментов всего мира. В нем идеально сочетаются мастерство, качество и художественная элегантность. Отличительная особенность чашек этой марки в том, что они полностью покрыты глазурью, тогда как у других просто полируют края.
Ровесник Rosenthal — марка Villeroy&Boch не столь помпезна, но не менее изысканна. К тому же доступна не только особам «голубой» крови, поскольку продукция делится на повседневную посуду и для торжественных случаев.
Во Франции производство фарфора взяла под свое покровительство сама маркиза де Помпадур. Именно по ее инициативе Севрская мануфактура, выпускающая оригинальную по форме и росписи посуду, стала называться королевской. И не зря. Именно здесь изобрели краски, характерные только для французского фарфора: «королевскую синюю» и розовую — «роз Помпадур».
За высокое качество и своеобразный стиль ценится и лиможский фарфор. Одно время из него под маркой Hermes создавали исключительно предметы фарфоровой роскоши, и только с середины 20-го века у Hermes появилась и посуда. Цвета росписи фарфора могут быть как очень яркими и насыщенными, так и мягкими, пастельными. Ведь для Hermes главное не мода, а стиль.
Два века назад англичане попробовали добавлять в каолиновую массу костяную муку. Эксперимент увенчался успехом. Изделия получались не только белоснежными, но удивительно прочными. Например, считается, что чашки фабрики Wedgwood могут выдержать вес в несколько тонн (при правильном распределении, разумеется). До сих пор костяной фарфор изготовляют и расписывают только вручную, причем используют в рисунках золото и платину.
Изобретение дизайнеров английской марки Worcester – так называемый «ювелирный» декор. Это изображение жемчужин и драгоценных камней. Характерная особенность Вустера – фарфор в восточном стиле, преимущественно японском и китайском.
В России первые фарфоровые заводы появились в середине 18-го века. На первом Императорском выпускали сервизы только для царской семьи, на частных заводах Гарднера, Попова, братьев Корниловых и других «пекли» фарфор как для русской знати, так и других слоев населения. Ассортимент был крайне разнообразным: столовые и чайно-кофейные сервизы, трактирная посуда, статуэтки с национальными чертами, изображающие простой люд и мифологические сюжеты.
Но особенно в России славился Кузнецовский фарфор, который выпускался на фабрике в Дулеве под Москвой. Он отличается безупречным техничным исполнением и изысканным, но эклектичным декором. Посуда дулевской фабрики была настолько популярна, что до революции почти каждая семья имела в своем буфете вещицу «от Кузнецова».
Уход за фарфоровой посудой одновременно и прост, и сложен. И старинную коллекцию, и новоприобретенный сервиз не рекомендуют мыть чересчур жесткими чистящими средствами. Пятна от кофе, помады и чая легко удаляются влажной салфеткой со щепоткой соли.
И еще. Красивой посудой надо наслаждаться, а не прятать ее за семью замками, пусть даже в буфет из красного дерева. Так что достаньте любимый сервиз, налейте в тонко-белую чашку черного душистого чая, закройте глаза и почувствуйте себя придворной фрейлиной на королевском чаепитии. Как минимум…