Бросил хозяин машину…
«Автомобильный бум», который захлестнул Москву, не только значительно осложнил экологическую ситуацию в городе, но и нанес серьезный урон ее благоустройству. Речь идет о старых машинах, отслуживших свой срок и теперь брошенных беспечными хозяевами во дворах домов. А как обстоит дело в Центральном административном округе?На первый взгляд, именно в центре такая проблема не очень актуальна: с одной стороны, в округе много элитных домов, жители которых предпочитают новенькие иномарки. С другой – именно здесь живет большая часть коренных москвичей, у которых и вовсе нет машин. Так что и стареть вроде бы нечему.
Но на самом деле все гораздо сложнее. Да, новых иномарок у жителей округа немало, но когда они их приобретали, куда-то ведь девали старые машины. Куда? Либо перепродавали, и они в этом случае часто не покидали пределы центра, либо бросали в своем же дворе. А то и под покровом ночи завозили в другие дворы. Бывало и так, что оставляли в скверах, на пустырях, просто на обочинах дорог. А в результате автохлам стал переполнять центр.
Может, в каком-нибудь районе новостроек он и не представлял большого неудобства, но для Центрального округа при крайней стесненности его территорий брошенные машины стали просто бедой. Ведь если даже краткосрочная временная стоянка автотранспорта создает здесь проблемы, то что говорить о машине, которая находится на участке длительное время? Помешает, скажем, проезду спецтранспорта – «скорой помощи», пожарным машинам – последствия будут непредсказуемые.
А хозяина такой машины найти порой просто невозможно. Ведь от него потребуют плату за вывозку своей «тачки». Потому он и скрывается от властей, как злостный алиментщик. Впрочем, в конце концов с помощью ГИБДД его разыскивают. И тогда власти приступают к переговорам с владельцем техники, цель которых – заставить его эвакуировать машину за свой счет. Приведем такие цифры: в прошлом году во дворах выявлено порядка двух тысяч бесхозных машин, Так вот, вывозка примерно трехсот была оплачена владельцами.
И все же главные трудности не в этом. Прежде надо выявить, какая машина брошена, а какая еще на ходу, хотя и у нее неприглядный вид. Как это делается? Специальная комиссия, которая есть в каждом районе и в которую входят работники жилищно-эксплуатационных служб, ГИБДД, УВД, административно-технической инспекции. Привлекаются также пожарные, санитарные врачи.
Именно у этих организаций есть право выдавать предписания физическим лицам на эвакуацию автотранспорта, а при необходимости и штрафовать их. У других такой возможности нет. Увы, парадоксы законодательства…
Как же поставлена работа? Регулярно (чуть ли не ежедневно) члены комиссии обходят дворы, берут на карандаш подозрительные объекты, а потом (не реже одного раза в неделю) встречаются, сравнивают данные, тщательно разбирают каждый случай и сообща окончательно решают судьбу машины. Коллегиальность помогает избежать ошибок, субъективности суждений. Как-никак, собственность. А вдруг она и не рухлядь, вдруг память сердца? Обидишь человека…
Впрочем, внешний вид – не единственный признак, по которому «тачку» относят к той или иной категории: брошенная, ненужная или просто старая, неухоженная. Выработан ряд критериев, позволяющих определить ее состояние. Явным признаком, например, того, что «железный конь» уже никому не нужен, если с него сняты колеса, разбиты стекла, подгнил низ, проржавели подкрылки. Обращают внимание на то, сколько времени и именно в таком неприглядном состоянии находится машина; где она оставлена. Если явно в неположенном месте – на детской площадке, газоне, пешеходной дорожке, подъездных путях спецтранспорта – это уже позволяет сделать определенные выводы. Смотрят на захламленность места, где стоит автомобиль. А зимой – еще и на шапку снега, которая лежит на кузове.
Определили? Можно вывозить? Нет, и в этом случае рассматриваются разные варианты. А вдруг у ее хозяина в настоящее время нет средств, чтобы ее отремонтировать? Или уехал в отпуск, длительную командировку, а по возвращении как раз и наметил для себя заняться машиной? В префектуре существует принципиальная точка зрения: максимально и последовательно защищать интересы собственника. И она себя оправдала.
Бывали случаи, когда машина, казалось бы, брошена, а потом объявлялся ее хозяин и предъявлял на нее права. И тогда ему советовали перебазировать машину в гараж, если таковой имеется, откатить на автостоянку или, в крайнем случае, зачехлить, с тем, чтобы не портить внешний вид двора. В общем, понимание находили.
А если так: владелец – инвалид, и у него не то что гаража нет, но и на чехол средств не найдется? В этом случае на помощь приходит управа – приобретает чехол за свой счет. Такое распоряжение дано префектом округа.
Неожиданный, но столь понятный сейчас аспект, связанный с бесхозной техникой, находящейся во дворах: а вдруг это небезопасный «груз»? Мало ли чем можно начинить оставленную машину? Этот фактор также учтен в префектуре, а потому там обязали дворников при ежедневном обходе двора заглядывать под тенты, проверять, все ли там в порядке.
Но вернемся к судьбе машин. Если все же есть сомнение в ее состоянии, а владелец не откликается, то как быть? Крепится предупреждение на лобовое стекло – один раз, другой. И только если нет никакой реакции, тогда составляется акт, материалы передаются в ГИБДД, где и определяется ее владелец. Первое предупреждение, кстати, висит три дня, второе – немножко больше. Всего – не больше десяти дней. И только после этого машину вывозят.
Куда? Если на ней нет номеров, неизвестен ее владелец либо найден, но сам не хочет заниматься своим транспортом – сразу на участки Вторчермета, где ее и сдают как металлом. Если номер машины известен, та попадет на площадки временного отстоя, где хозяин ее и сможет найти.
К сожалению, в центре города таких площадок очень мало, из-за чего во многом тормозится работа по освобождению дворов от автохлама. А потому через газеты, кабельное телевидение местные власти обращаются к жителям: если вы любит свой город, не хотите, чтобы дворы домов, где вы живете, превращались в свалку, позаботьтесь о своей собственности сами. А на все интересующие вас вопросы вы получите ответ в комиссии по эвакуации брошенного транспорта, которые есть в каждом районе.