23:30:44
11 апреля 2021 г.

Мы видим, как преображается наш город когда жители и власти понимают друг друга

«Мой двор, мой подъезд» – всего лишь часть большой городской программы по реформированию жилищно-коммунальной сферы. Сегодня уже все признают: без участия горожан в судьбе своего дома, двора, скверика напротив одними властными решениями ничего не сделаешь.О том, как идет эта работа в Восточном административном округе, рассказывает заместитель начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ВАО Шамиль Калимуллен.
– Самое главное для нас – проблема правильного понимания реформы. Я, например, честно скажу, только начинаю что-то постигать. Так вот, по моему глубокому убеждению, суть реформы в изменении мировоззрения каждого жителя, в осознании того, что он является хозяином не только собственной квартиры, но и подъезда, двора, города. А с нашей стороны, со стороны работников жилищно-коммунальной сферы, – это создание условий для формирования цивилизованного рынка услуг, для «бесшокового» перехода к новым взаимоотношениям.
– Создание условий – это прежде всего повышение качества услуг. Что эти слова значат в их, так сказать, зримом воплощении?
– Реализуя программу «Мой двор, мой подъезд», мы вначале думали, что она не позволит полностью решить все наши проблемы. Но теперь, спустя несколько лет, видим, как преображается наш город. Последовательная и целенаправленная работа – кирпичик к кирпичику – меняет облик Москвы. Но самое главное – меняется психология людей: они, оказавшись в лучших условиях жизни, бережнее стали относиться к своим подъездам, дворам, поняли, что других возможностей может просто не быть – бюджет не безграничен.
То же самое должно произойти в других сферах ЖКХ: повышая качество услуг, мы будем менять отношение людей к воде, теплу, электричеству, состоянию всей системы жизнеобеспечения. Допустим, сегодня нам сложно организовать сотни товариществ собственников жилья как наиболее приемлемой формы управления жилищным фондом, но мы обязаны обеспечить условия для их создания, чтобы люди сами пришли к пониманию необходимости формирования таких сообществ.
– Шамиль Аббясович, пример с программой «Мой двор, мой подъезд», конечно, убедителен – там все наглядно: чистые подъезды, оборудованные площадки, ухоженные дорожки, клумбы. Но система ЖКХ – это еще и трубы, кабели, подвалы, чердаки, кровли – гигантское хозяйство, которое нужно приводить в порядок: чинить, менять, ставить на контроль и учет. Все это скрыто от глаз.
– Реформирование этой системы идет. Медленнее, чем хотелось бы, но ежегодно мы приводим в порядок колоссальные объемы хозяйства. Вот уже несколько лет выпадают сложные зимы, а нам удается обходиться без тяжелых аварийных ситуаций.
Но сегодня нужно говорить лишь о тех объемах, которые мы реально можем делать. Способности у нас есть, но возможности наши ограничены бюджетным финансированием. К сожалению, пока неоткуда брать средства на революционные преобразования инженерных систем. Конечно, в идеале было бы неплохо укладывать в коммуникациях трубы, которые исключают коррозию, но сегодня эта технология на порядок дороже, и мы не можем ее себе позволить в массовом масштабе. Но работа, поверьте, идет.
Что касается кровель, то здесь уже используются прогрессивные материалы, и при проведении районных конкурсов мы обращаем на это внимание. Причем в приемке объектов участвует жилищная инспекция, которая контролирует использование современных материалов. Чтобы не быть голословным, я приведу пример: плановое задание 2000 года по замене мягких кровель мы выполнили на 230%, 2001 года – на 154,6%, плановое задание 2000 года по замене стальных кровель выполнено на 109,9%, 2001 года – на 118,9%.
– Мэр Москвы Юрий Лужков в одной из недавних телепрограмм «Лицом к городу» сказал, что люди должны платить за реально потребляемые воду, энергию. Какова ситуация в округе?
– Во главу угла поставлен учет. В большинстве домов нет приборов учета, но в новостройках их начали устанавливать. В округе около 50 зданий, где уже стоят квартирные счетчики воды. Но вообще это работа не одного года. И технических проблем здесь немало. Однако мы не сидим, сложа руки. У нас, например, хорошие результаты по снижению потребления воды: без серьезных затрат мы снизили его с 515 литров в сутки на человека в 1999 году до 378 в 2001 году при норме 384 литра в сутки на человека. Это говорит, прежде всего, о том, что наши коммунальные службы активно выявляют скрытые потери воды, в том числе в квартирах жильцов округа.
– Но если реформа – дело не только коммунальщиков, но и жильцов, то не лучше ли подсчитать: если человек сам покупает счетчик, а вы устанавливаете, то ему надо бы знать, за какой срок он окупит потраченные деньги.
– Дело в том, что мы с вами говорим об этих проблемах, можно сказать, на начальном этапе реформирования. И я не случайно сказал, что начинать надо с «реформирования» собственной психологии. Рассуждать сегодня в глобальном масштабе не могу. Мы, конечно же, все посчитаем. Но хочу напомнить: люди разные, многие привыкли, что если из крана льется вода, то ему до этого нет дела. И не станет ли он рассуждать так: если я установлю счетчик, то буду платить не за 384 литра, как сейчас, а за 1000 литров.
– Или за 250!
– Но тогда он должен перестроить себя и изменить отношение к потреблению воды. Сложнее с тепловой энергией. Поставить счетчик можно, но потребуется регулировочная аппаратура другого уровня. Думаю, что нам предстоит все подсчитать и разработать нормативную базу: кто и за чей счет будет ставить эти приборы. Это одна из основных задач, ведь цены на ресурсы постоянно меняются, как и на коммунальные услуги. Мы вынуждены делать перерасчет три-четыре раза в год.
Но есть другой путь: снижать стоимость услуг за счет энергосбережения. Сегодня такая работа уже идет. Во-первых, ставятся двухтарифные электросчетчики. Те, кто умеет считать деньги, например, стирают ночью, естественно, не мешая отдыхать соседям. Во-вторых, начата установка приборов учета воды непосредственно в жилых домах, в первую очередь ТСЖ, ЖСК, коммерческих и имеющих высокую долю собственников. Жители таких домов и могут составить основу категории, оплачивающей жилищно-коммунальные услуги по их фактической себестоимости. На 1 февраля в округе совместно с ресурсосберегающими организациями установлено 638 приборов учета воды, или только 14%. И это, повторяю, только начало.
Но, главное, изменение психологии. Скажем, как ныне человек чистит зубы? Работает щеткой, а кран открыт. Как это делает человек, у которого счетчик? Он трудится щеткой при выключенном кране. А включает только для того, чтобы набрать воды для полоскания. Так из граммов складываются литры. Из копеек – большие деньги. Бережное отношение к ресурсам делает человека цивилизованным. Обо всем этом надо говорить с людьми. Это тоже, если хотите, реформа.
– И все-таки больше хотелось бы услышать о том, что нового появится в обслуживании жильцов.
– Мы пришли к убеждению, что надо создавать единые расчетные центры в каждом районе, чтобы человек общался с одним учреждением, чтобы знал, что там получит ответы на все вопросы. А вопросов, как вы знаете, много, и, бывает, ответ получить сложно. Единый расчетный центр будет аккумулировать данные по всем видам коммунальных услуг. На этот центр будет замыкаться все: и электросети, и теплоснабжающие организации, и водоснабжающие, и телесеть, антенны, и многое другое. Человек получит одну квитанцию, где расписано, за что и сколько платить. И тут же оплатит. А уже центр разошлет деньги по назначению.

Василий Дворыкин

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация