Жилью и сервису – общая крыша
Ну, снова… Вечернее, послерабочее время или выходные превращаются в настоящую каторгу, если гастроном находится в одном конце вашего микрорайона, прачечная и химчистка – в противоположном, рынок – еще дальше. Не успеешь и оглядеться, как снова понедельник, снова работа, а отдохнуть-то путем и не успел. Можно жить иначе? «Нужно!» – отвечают в префектуре СЗАО.В путь…
Эксперимент, как известно, наилучшая форма познания реальной жизни. С данной установкой и направился автор этих строк, прихватив хозяйственную сумку, в округ. И затем добросовестно колесил по нему, сменяя метро на автобус, а его – на троллейбус и трамвай, прохаживаясь пешком и спрашивая периодически у встречных граждан: где, мол, лучше отовариться? А дешевле? Таким вот образом побывал я в Щукине и Строгине, Тушине и Покровском-Стрешневе, на Сходне и Планерной… Иногда моими попутчиками становились люди, которые не занимались никакими экспериментами, а просто вышли за обычными покупками.
– Я вот живу на Октябрьском Поле, – охотно поясняла пенсионерка Ольга Львовна Прибылова. – Смотрите… Через дорогу торговый комплекс с пассажем, чуть дальше рынок. У сестры моей Марии в Строгине еще удобнее. Выйдешь из подъезда – в том же доме магазин, в соседнем химчистка, через трамвайную линию перейдешь – универсам. И у приятелей на проспекте Жукова красота. Там вообще все новое. Дома, магазины, сервис, автостоянки… Нет, нам с мужем (он автолюбитель с сорокалетним стажем) тоже есть куда свой «жигуль» поставить, причем недалеко от дома, вполне законно, без всяких «пеналов» и «ракушек».
На проспекте Жукова
Но вот я на проспекте Маршала Жукова, в конечной его части, где расположился целый «куст» новостроек – зданий повышенной этажности, оригинальной конструкции и оформления. Шестнадцатиэтажка закругленной формыѕ Ее не спутаешь ни с одним другим соседним зданием… Только недавно сняли окружавший ее забор с установленным на самом видном месте стендом. Это общее для всех строителей в СЗАО правило: подробно информировать население, каким будет объект в его конечном виде, кто проектировал (архитекторов называют поименно, как и руководителей стройучастков), кто строит и в какие сроки здание будет сдано в эксплуатацию.
– На наш взгляд, – говорит первый заместитель префекта Павел Козлов, – такая гласная информация дисциплинирует всех участников стройки от руководителей до подсобного рабочего.
Дисциплинирующим фактором считают в СЗАО и то, что благоустройство дворов и придомовых территорий ведется параллельно с сооружением самих жилых зданий. Именно поэтому строительные площадки в округе отличаются удивительной аккуратностью. Нет на них цементно-кирпичных гор и груд иных отходов, тяжелые грузовики, подвозящие материалы и оборудование, при выезде с площадки не оставляют за собой грязевые колеи: текущую уборку строительные организации ведут в ходе рабочего дня. Сдан дом – а двор при нем загляденье – детская и спортивная площадки полностью оборудованы, лавочки установлены, зелень насажена. Добавьте к этому решение проблемы с торговыми «точками» и сервисными предприятиями.
Зачастую новые здания оказываются «вписанными» в действующую окружную инфраструктуру. Скажем, на том же проспекте Маршала Жукова от новостроек считанные минуты ходьбы до рынка, Дома быта, хозяйственного и продовольственного магазинов, универсама, аптеки… Существенно, что в ряде магазинов предусмотрено специальное время для обслуживания ветеранов. То есть, немолодой человек не просто делает необходимые покупки буквально в собственном дворе, но и знает, когда у прилавков не будет толчеи.
Круглосуточно, но трезво
А как быть, если жилые дома в микрорайоне – старой, послевоенной планировки и никакие «точки» там не разместишь? За примерами – опять-таки – далеко ходить не надо. Возьмем Тушино, Вишневую и прилегающие к ней улицы. Где смогли – разместили небольшие магазины, их немного, зато проблема решена за счет установки огромного количества легких павильонов, ларьков и «развалов», добираться к которым удобно из любого соседнего квартала. Кстати, префектура поощряет тех владельцев киосков, которые способны организовать круглосуточную торговлю товарами первой необходимости и делать это как можно ближе к конкретному двору, зданию, подъезду.
Хочу заметить: напитки играют в круглосуточной, особенно вечерней и ночной торговле, далеко не главенствующую роль. Пример, достойный подражания. Почему? Посмотрите внимательно, сколько в темное время суток торгует по столице павильонов и павильончиков, основной ассортимент которых – пара-тройка наименований вина, десятка полтора сортов пива, соленые палочки да проржавевшая вобла, расфасованная поштучно. Между тем, человека, который возвращается поздно с работы и вспоминает, что в холодильнике у него нет нужных запасов, таким выбором не удовлетворишь.
Да и спокойнее стало во дворах СЗАО, когда «пьяные» точки отодвинулись подальше от дворов и находятся теперь под постоянным присмотром торговых контролирующих организаций, милиции и возрожденной народной дружины. Профилактику внутри самих домов, по подъездам и квартирам ведут общественные семейные клубы, достаточно распространенные в СЗАО. Такие, например, как семейный центр «Возрождение», базирующийся на улице Демьяна Бедного. Оказалось, что среди самих жителей несложно найти и тренеров на общественных началах (мы уж как-то и подзабывать начали такую форму служения граждан окружающим их людям), и преподавателей, которые могут не только бесплатно вести детские и юношеские кружки по интересам, но и помогают старшеклассникам подтянуть «хвосты» и подготовиться в вуз. Клубные юристы защищают права потребителей, семейные психологи и психотерапевты оказывают необходимую помощь тем, кто нуждается в социальной реабилитации.
По-человечески
В общем, цепочка тут выстраивается многозвенная и достаточно сложная: от непосредственно сервиса в традиционном его понимании к общественному порядку в разных формах и далее – к сервису культурно-воспитательному и педагогическому. Все можно организовать и выстроить в систему, было бы желание местной власти и помощь самого населения. Помощь, в свою очередь, возможна лишь тогда, когда люди чувствуют: наведение порядка в каждом дворе, здании, подъезде для местной власти – не формальная «птичка» в отчете, а личное, кровное дело. При каких условиях это возможно? Пожалуйста. Ответ прост. Большинство руководителей префектуры, отделов и управлений, районных управ живут здесь же, в округе, в котором они работают. То, что для меня стало экспериментом, для них и членов их семей – повседневная жизнь. Кто же пожелает неудобства для себя самого? Думаю, в этом моем вопросе нет ничего оскорбительного для руководителей любого уровня. Завязнешь по дороге на службу в грязи или сугробе, поскользнешься на замерзшем или засыпанном мусором участке асфальта – непременно позаботишься об устранении безобразий. Нормальная человеческая психология.
Имеется еще один немаловажный нюанс во взаимоотношениях всех «северо-западников» друг с другом и с властями. В округе сложилась давняя традиция: новоселам выдают ордера на новые квартиры неподалеку от их старого дома. Допустим, сдавали жилое здание новой серии на Окружной улице – жители сразу нескольких домов под номерами 16, 18-а, 27 переезжали… в другой конец собственного двора. Сложившийся коллектив (можете назвать его в духе моды сообществом квартировладельцев) уже успел сделать очень много для благоустройства этого самого двора, отработать многие часы и даже дни на стихийных, организованных домовыми комитетами субботниках. Все, в принципе, знакомы друг с другом, у всех общий интерес – сделать свой быт нормальным. Оттого и власти проще поднять такой коллектив на добрые дела.
…С полной хозяйственной сумкой, выполнив и перевыполнив все заказы и пожелания домашних, возвращался я в свой родной округ. Прокручивал в уме новые впечатления. Сравнивал. В том числе – не только уровень сервиса на Северо-Западе, но и – немаловажная деталь – цены. Выходило, как ни крути, хорошо. На зависть удобно.