Комфорт и безопасность
Победителей, как известно, не судят. В этом смысле в Северо-Западном административном округе, казалось бы, должны относиться к ходу реализации программы «Мой двор, мой подъезд» более менее оптимистично. Имеются в округе свои победители практически во всех номинациях общегородского конкурса «Улучшаем свое жилище», проводимого в рамках этой программы. Обустроеннее, чище, безопаснее стали дворы и подъезды. Однако победители, серьезно относящиеся к делу, судят сами себя. С этого и началась наша беседа с первым заместителем префекта Северо-Западного административного округа Павлом Козловым.— Павел Леонидович, чем объясняется продление сроков реализации программы «Мой двор, мой подъезд» в вашем округе?
— Жесткие и жестокие жизненные реалии. Деньги, деньги, деньги. Сейчас мы фактически возвращаемся к благоустройству тех дворов и подъездов, которые приводили в порядок на первом этапе, когда не было еще полного набора, скажем так, нормативной документации, отлаженного механизма действий всех наших служб и общественности. На том этапе считали для себя необходимым провести хотя бы элементарное обустройство, например, проложить повсюду более-менее сносные пешеходные дорожки, установить простейшие спортивные снаряды, создать уголки для отдыха детей и так далее.
Ныне ведем благоустройство комплексно, по специальным проектам. Тут уже подручными средствами не обойдешься, нужны серьезные финансовые вложения. К сожалению, мы завершили минувший год с кредиторской задолженностью в 78 миллионов рублей. Конечно, это не самая большая задолженность в сравнении с некоторыми другими округами, но от того нам не легче. Просчитывая перспективы нынешнего года, мы определили: округу не хватает практически 140 миллионов рублей. Мы, разумеется, будем получать из бюджета дополнительные средства и выделять их на благоустройство. Дефицит рассчитываем сократить, но реально, по опыту прошлых лет могу сказать, что без помощи города округ, выполняя все предъявляемые сейчас требования, может снова «подсесть» и остаться в конце года примерно с той же задолженностью по кредитам.
— А как обстоит дело с привлечением средств инвесторов? Чем вы заинтересовываете фирмы, которые добиваются права строить дома в вашем округе?
— Наработали некоторый опыт взаимоотношений. По прошлому году у нас один из лучших показателей в столице именно в привлечении инвестиционных средств. Самые известные строительные фирмы-гиганты соревнуются в конкурсах на застройку. Возможности у Северо-Запада огромные, строимся и будем строиться в дальнейшем очень много. Будущих новоселов привлекают к нам, прежде всего, природные условия. Во-первых, у нас практически самый чистый в Москве воздух: столичная «роза ветров» такова, что именно отсюда ветры из экологически чистых, луговых, лесных и полевых районов Подмосковья расходятся по остальным округам. Во-вторых, для жителей мегаполиса огромную роль играет близость Москва-реки, множества пляжей, парков, крупных зеленых массивов. Таких, скажем, уникальных, как Серебряный Бор. В-третьих, развитой транспортный комплекс со многими пригородными маршрутами автобусов и электричек удобен дачникам.
В общем, инвесторы точно уловили требования рынка жилья и готовы идти на дополнительные затраты по благоустройству. Когда префект округа Виктор Александрович Козлов проводил первое совещание с инвесторами, он подчеркнул: комплексное благоустройство домов и дворов крайне важно и для них, потому что позволяет повысить стоимость жилья. Квартиру в доме, сооруженном по самому современному проекту и стоящем в удобном во всех отношениях дворе, можно продать гораздо дороже.
И ныне наши крупные инвесторы берут на себя около 20 процентов затрат на комплексное благоустройство. Вспомните, пожалуйста, как еще совсем недавно выполненная на уровне мировых стандартов детская площадка по улице Расплетина считалась в округе уникальной. Теперь же сложные, самые современные малые дворовые формы — использую этот профессиональный термин — стали во многих дворах и новостроек, и старых жилых массивов обыденностью, нормой. Простейший пример: «ДОН-строй», который не первый год сооружает на территории округа жилые объекты, благоустраивает дворы гораздо выше предъявляемых нормативными актами требований. Да и не только у него затраты в три-четыре раза превышают те, на которые идем мы в бюджетном финансировании программы «Мой двор, мой подъезд».
Иногда приходится слышать мнение: зачем, мол, роскошествовать? Не лучше ли распределить инвестиционные средства по всему округу? Тут, знаете, палка о двух концах. С одной стороны, мы не можем диктовать инвестору, как он должен размещать свои деньги. Ну и потом лучше сделать доброе дело один раз на многие годы, чем «размазать» те же деньги по большей территории, а затем без конца ремонтировать, латать прорехи.
Замечу попутно, что отечественная промышленность начала давать продукцию, необходимую жилищно-коммунальной сфере. То же оборудование для прекрасных и долговечных детских площадок инвесторы теперь завозят не из-за океана и не из Европы, а из Санкт-Петербурга.
— Хорошо. Давайте посмотрим на вклад инвесторов в свои новостройки под иным углом зрения. Вот они потратят в несколько раз больше средств, чем бюджетные организации округа, создадут элитные дома, квартиры, дворы. Будет ли в восторге от явного неравенства абсолютное большинство остальных москвичей?
— Попробуем разложить все по пунктам. Разницы в качестве жилья у нас не существует, одни и те же, причем достаточно высокие, требования предъявляются и к квартирам для муниципальных очередников, и к коммерческому жилью. Более того, учитываем, что средства не всегда позволяют семье, получившей квартиру в порядке очереди, тут же начинать ремонт или даже частичное переустройство, замену обоев, половиц, кранов и прочего. Соответственный и подход к приему такого жилья: в нем все должно быть обустроено так, чтобы человек мог, впервые переступив порог, нормально жить. Претензии возникают крайне редко.
Идем далее. Большие вложения вовсе не означают, что двор, благоустроенный инвесторами, навсегда опередит двор, в который вложены средства поскромнее, то есть бюджетные. Вы, знаю, видели близ домов, расположенных даже здесь, совсем рядом с префектурой, и скамьи с причудливо вырезанными спинками, и деревянные фигуры сказочных героев на детских площадках, и нестандартные, выполненные в единичных экземплярах, спортивные снаряды, которых не найдешь в продаже. Все это — творчество самих жильцов, рожденное их фантазией, умением, а чаще всего и воплощенное в дерево, металл, пластик за их коллективный счет.
Любому нормальному человеку хочется, чтобы его дети, родители, наконец, он сам жили в комфортной обстановке. А как пробудить в людях желание вложить что-то свое, частичку собственного труда и выдумки в благоустройство двора, дома, подъезда — это уже дело местных властей. Главное тут, на мой взгляд, как можно чаще встречаться с населением. И вовсе не обязательно на специально запланированных массовых «мероприятиях». Достаточно регулярно ходить по территории округа, района, жилого массива, знакомиться с их жителями, интересоваться проблемами, неназойливо подталкивать инициативу. Хотя и плановые встречи у нас проводит большинство руководителей органов управления, служб, подразделений. Вопросов на таких встречах задают множество, звучат и претензии, требующие реагирования. Есть у нас в этом деле святое правило: к следующей встрече иметь точные ответы на прежде заданные вопросы, устранить в пределах возможного недостатки, в первую очередь в деятельности жилищно-коммунальных организаций, на них, как известно, жалуются чаще всего.
— Но не могут же префект, его заместители, начальники управлений, главы управ обследовать каждый тротуар, двор, проезжую магистраль, убедиться, что везде вовремя убран снег, сколот лед, вывезен мусор?.. Да мало ли других дел у «коммуналки»?
— Однако начинать, мы так считаем, следует с руководителей. Как ты можешь спрашивать что-то с подчиненных, если сам в глаза не видел, как обстоят дела реально? Так что не грех походить собственными ногами, заглянуть во дворы, опять-таки неформально, вне стен кабинета пообщаться с людьми. Тогда они скорее поверят, что обращение в орган власти дает результаты, что в нем есть конкретный прок для конкретного человека. И, соответственно, сами будут активнее, если речь идет о благоустройстве территорий, наведении там настоящего порядка. Дело всех служб, ответственных за это, работать как бы с упреждением, не дожидаться, пока люди начнут жаловаться и возмущаться.
— Но разве за всем уследишь?
— Надо! Обязаны! Никто не должен расплачиваться сломанными руками-ногами за то, что где-то кто-то из «коммунальщиков», ссылаясь на трудности — порой действительно объективные, — не проявил профессионализма, настойчивости, умения организовать трудовой процесс.
Вот, скажем, пешеходные дорожки. В этом году природа задала нам немало задачек. Снегопады, таяние, перепады температур, смена гололеда целыми морями воды, снова гололед. Так что, смириться и ждать тепла? Нет, подходим к ответственным за уборку организациям и должностным лицам предельно строго. Нет порядка — отчитайся на заседании административной комиссии, получи штрафные санкции в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях. Кара для должностных лиц предусмотрена в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). В случае повторения нарушений того же порядка в течение года — от десяти до двадцати МРОТ. Спрашиваем по полному счету и с представителей бюджетных организаций, и с руководителей обществ с ограниченной ответственностью, иных фирм, занятых уборкой и благоустройством. Честное слово, помогает.
— В общем-то выходит, что программа «Мой двор, мой подъезд» не имеет ни начала, ни конца, ни сезонов?
— Отвечу вопросом на вопрос. В собственной квартире мы когда-нибудь решаем: все, точка, убрано раз и навсегда?