05:11:11
23 ноября 2024 г.

Антон Иваныч сердится

Внимание, мошенникиДа, на бумаге собственник волен делать со своим имуществом все, что заблагорассудится. Однако жизнь зачастую вносит далекие от правовых норм коррективы.

Без сучка и задоринки

«Ну что, молодежь, может, тяпнем по маленькой? – хитро сощурился Антон Иваныч, с веселым блеском в глазах глядя на Анну и Юрия. – В конце концов, не каждый день такую удачную сделку проворачиваем, и ведь как все гладко прошло, без сучка и задоринки! Ваши скитания по съемным квартирам окончены, а мне еще одна сделка предстоит».

Супруги дружно вздохнули, от души желая новому знакомому, этому приятному во всех отношениях человеку, завершить ответственную операцию по обмену жилья. Дело в том, что совсем недавно Антон Иваныч продал свою двухкомнатную квартиру молодоженам, и теперь вот-вот должен был купить для себя «однушку» в другом районе.

Нет, все-таки как им повезло с этим Антоном Иванычем! Начать хотя бы с того, что его «двушка» идеально подходила семейной паре: совсем новый дом, безупречная во всех отношениях квартира, такие же молодые, как и они, соседи. Даже детская площадка во дворе была совсем новенькой, с тренажерами и горками – да тут все словно специально было создано для того, чтобы воплотить мечту о детях.

Антон Иваныч был единственным владельцем квартиры – копил на жилье долгие годы, а потом удачно получил наследство, да и на работе помогли, ссуду дали. Анне и Юрию о такой помощи оставалось только мечтать: чтобы выкупить «двушку», они оформили ипотечный кредит. Впрочем, уж с этим бременем теперь точно справятся – можно ведь какое-то время сдавать квартиру и откладывать деньги, пока не появятся долгожданные дети.

Передумал…

Дав Антону Иванычу неделю на переезд, Анна и Юрий окунулись в приятные хлопоты и подсчеты. Столько всего нужно было успеть: прикинуть, какую мебель купить, на какое время сдать «двушку», где искать жильцов… Конечно, шкуру неубитого медведя делить рановато, и все же так славно было подсчитывать, какой весомый вклад в семейный бюджет принесет квартира.

Прошла неделя, супруги для приличия выждали еще пару дней и отправились в свой новый дом подписать акт приема-передачи квартиры и получить ключи. По дороге их приятно грела мысль о том, что теперь они, новые собственники, могут делать с «двушкой» все, что пожелают! Они позвонили в дверь теперь уже своей собственной квартиры – и ахнули…

В нос резко ударил неприятный кисловатый запах спиртного, потом до ушей долетели звуки какой-то песенки о пропащей жизни, и, наконец, в широкой нетвердой улыбке перед ними расплылся бывший собственник. Антон Иваныч находился в изрядном подпитии, но это было бы еще полбеды: супруги окинули взором окружавший его беспорядок, но нигде ровным счетом не наблюдалось следов подготовки к переезду.

«Ребята… – гостеприимно развел дрожащими руками Антон Иваныч, и его помутневший было взор оживился. – А я вот неприятности заливаю, так сказать… Сорвалась моя сделка-то, остался я без жилья. Так что, извиняйте, перебираться мне некуда, да и вообще зря я все это затеял… Не знаю, что и делать, только вот переезжать я… того… передумал».

Вошли в положение

Анна и Юрий чувствовали себя так, будто не бывший хозяин, а они сами справились с внушительным арсеналом разномастных бутылок. С какой это стати посторонний, в сущности, человек, ломает все планы! С другой стороны – и супруги отчаянно ругали себя за это – они успели расположиться к непутевому Антону Иванычу, выставить которого в такой момент просто совесть не позволяла.

Переглянувшись с женой, Юрий нехотя объявил, что они согласны войти в его положение и подождать еще месяц. За это время Антон Иваныч должен не только подыскать себе жилье, но и съехать из этой квартиры. Больше отсрочек не будет – в конце концов, пора и честь знать, и так придется лишний месяц съемное жилье оплачивать!

Роняя пьяные слезы благодарности, Антон Иваныч проводил семейную пару до коридора. У двери кольнуло неприятное ощущение: бывший собственник вел себя так, будто бывшим и не являлся.

Увы, месяц отсрочки ничего не изменил: Антон Иваныч по-прежнему обретался в квартире, живописуя о коварных риелторах, которые только и знают, что тянуть деньги. Каждый раз он клялся, что вот-вот съедет: прямо завтра, точно-точно, на этот раз можно не сомневаться! Но наступал новый день, и все возвращалось на круги своя…

«Не знаю, как тебе, а мне этот «день сурка» надоел, это его «завтра» никогда не наступит! – однажды, устав от пустых обещаний, бросил Юрий жене. – Надо последний раз поговорить с ним по-хорошему, а потом уже выпроваживать силой. А что, позовем участкового, документы на квартиру у нас в порядке, этот Антон Иваныч ведь «выписался» уже – на каком же основании там живет?».

Но на этот раз, словно почуяв решительный настрой хозяев, бывший собственник и вовсе не открыл дверь. Проорал свое привычное «извиняйте, передумал, завтра съеду», и занял оборону внутри жилища. С тех пор Антон Иваныч и вовсе стал вести себя скандально: дверь не открывал, а по телефону наглым тоном просил супругов «отвязаться».

Друзья советовали Юрию вызвать слесаря и участкового, выломать дверь и заехать в квартиру, обязательно составив акт о принятии имущества бывшего хозяина на ответственное хранение – не ровен час, еще скажет, что новые собственники его ценные вещи умыкнули. Но к таким радикальным мерам Юрий был не готов, поэтому предпочел лишь обратиться к участковому.

Представителю власти Антон Иваныч открыл, и участковый, проверив документы, долго уговаривал бывшего собственника съехать. А потом, так ничего и не добившись, посоветовал молодоженам обращаться в суд, который и принудит сроднившегося с квартирой экс-хозяина выполнить условия договора и не чинить препятствий новым владельцам.

Да неужели?

Супруги нашли адвоката, который приступил к подготовке иска, однако Антон Иваныч был уже начеку – видимо, визит участкового показал, что терпение хозяев на исходе. Опередил Анну и Юрия, обратившись в суд с требованием… признать сделку купли-продажи недействительной!

Как выяснилось, Антон Иваныч не только злоупотреблял спиртным, но и состоял на учете у нарколога. «Алкоголизм, как известно, болезнь, – вдохновенно вещал он на судебном заседании. – Ребята мне глубоко симпатичны, но что я могу поделать? Подписал бумаги, простите, по пьяной лавочке, потом передумал – ну, вы же сами все знаете…».

Неожиданный поворот дела просто ошеломил Анну и Юрия! Они готовы были поклясться, что все квартирные дела Антон Иваныч проворачивал, будучи трезвым, как стеклышко. Да и вообще производил впечатление человека разумного, отдающего отчет в своих действиях. Увы, медицинское заключение говорило об обратном: в справке черным по белому значилось мудреное слово – энцефалопатия, и этот диагноз свел на нет все усилия супругов доказать свою правоту.

«Допустим, сделку признают недействительной, – пытался достучаться до Антона Иваныча адвокат молодоженов. – Вы хоть понимаете, что придется вернуть покупателям все уплаченные ими деньги! Наверняка вы что-то уже потратили, начнутся проблемы с приставами. Не лучше ли решить дело миром?».

«Грешен, потратил, причем не «что-что», а почти все, – бесхитростно отвечал Антон Иваныч. – А я и не отказываюсь возвращать деньги, обязательно все отдам, до копеечки! Только вот зарплата у меня маленькая, так что могу выплачивать лишь частями. Хоть режьте, а сразу все не верну!».

Суд признал сделку недействительной, и Антон Иваныч заполучил квартиру. Теперь выходит, что формально перед законом он чист: ну, подписал бумажку о продаже жилья под влиянием болезни, бывает… А вот отдавать деньги Анне и Юрию старый собственник, если верить представленной справке о доходах, будет, похоже, до второго пришествия.

Комментарий

Александра Бузина, юрист:

Согласно ст. 209 Гражданского кодекса собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Тем не менее, эти правомочия сводятся на нет нерадивыми продавцами недвижимости: зачастую те или отказываются сниматься с регистрации по месту жительства или, даже потеряв право пользования квартирой, просто не съезжают с жилплощади.

Как правило, участковые в подобных ситуациях лишь ограничиваются беседами с продавцами недвижимости: для того, чтобы прибегнуть к более категоричным действиям, компетентным органам и приставам необходимо увидеть решение суда. Поэтому собственникам, чьи права грубо нарушаются, остается только отстаивать права в судебном порядке.

В суд можно подать иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения или иск о нечинении препятствий в пользовании имуществом и выселении продавца. Суд обязательно встанет на сторону покупателя, ведь, согласно п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам.

Чтобы избежать подобного развития событий, «передумавшие» продавцы нередко тоже обращаются в суд, но уже с иском о признании сделки купли-продажи недействительной. В случае, если их требования удовлетворяются, продавец получает обратно квартиру, а вот покупателю зачастую приходится долго ждать, пока уплаченные по договору деньги к нему вернутся.

Свести риск подобных ситуаций к минимуму поможет тщательная проверка не только покупаемой квартиры, но и личности ее продавца. При возникновении проблем с продавцом стоит действовать жестко и без промедления: через суд добиваться его выселения и подключать к решению вопроса органы власти.

Ксения Новикова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация