Дом с видом на закат
Сдавать квартиру для многих – рискованно, снимать – страшно. Интернет же полон жалоб, а число обманутых все равно растет.
Первое знакомство
«Так, давай еще раз все повторим, – у подъезда Вика сбавила шаг и пристально взглянула на мужа. – Сразу деньги не отдаем, знакомимся с хозяйкой, осматриваем жилье. Не стесняться, выяснять все детали. Словом, действовать смело, побольше цинизма, людям это нравится!»
Алексей хмыкнул и молча кивнул головой. Неудивительно, что его мама сочла Вику чересчур властной и не смогла с ней ужиться под одной крышей. Впрочем, кому как не ему было знать, что под нравоучениями супруги скрывается ее вечная неуверенность и боязнь ошибиться.
Вот и теперь, подойдя к дому, в котором сдавали «однушку», Вика боялась. Конечно, адрес им выдали в риелтерском агентстве, но вдруг запросы хозяйки окажутся, как говорят, нескромными, вдруг не станет та оформлять договор, а жилье будет неуютным… Вдруг, вдруг, вдруг…
Но опасения молодоженов тут же развеялись, когда дверь квартиры открыл бодрый дедок с залихватски закрученными, прямо-таки буденовскими усами. «Привет, молодежь, – расплылся он в улыбке. – Жилье сдает Маринка, дочка моя, так ее нет сейчас. Вся в хлопотах, работа, сами понимаете… Да вы проходите, смотрите тут все как следует».
Супруги оказались в уютной, хоть и старомодной квартирке. Дедок энергично топал по обшарпанному паркету, показывая гостям кухню и комнату, утопавшую в лучах заходящего солнца. Выйдя на лоджию, Вика ахнула от восторга, завидев клонящееся к закату светило: «Леша, смотри, какое чудо! Мне здесь нравится!»
Ну полная эклектика!
Алексею вид из окошек тоже пришелся по душе, но от внимательных глаз парня не укрылись ободранные местами обои, поскрипывающие двери, текущие краны, отсутствие стиральной машины… Да в это жилье только вкладывать и вкладывать!
Люстра с плафонами из молочного стекла, купленная еще в славные советские годы, странным образом соседствовала с большим плоским телевизором, а новенькая микроволновка на кухне нелепо смотрелась рядом с видавшей виды обшарпанной плитой. Впрочем, дом располагался близко к метро, единственная комната оказалась просторной и комфортной, да и на огромной лоджии можно было разместить обожаемые Викой цветы…
Через пару дней супруги отправились подписывать договор найма в агентство, где и познакомились с хозяйкой Мариной. Женщина пообещала купить стиральную машину и даже сбавила сумму платежа, узнав, что жильцы возьмут на себя косметический ремонт квартиры. Стороны, явно настроенные на долгосрочное сотрудничество, расстались довольными друг другом.
«Ничего, приведем все в порядок, а потом, глядишь, еще и выкупим это жилье! – мечтал по дороге Алексей. – Квартирка-то забавная, диванчик продавленный, а на нем ноутбук валяется! Или вот телевизор новенький среди архаизмов… Ну что, Викусь, завтра ноги в руки – и по строительным рынкам?..»
Не странен кто ж?
Супруги быстро привели в порядок санузел и кухню, растратив немалую часть сбережений. Но неприятно удивило то, что достижения цивилизации, скудно представленные в квартире, в один прекрасный день куда-то испарились. «Микроволновка и телевизор? Так это от прежних жильцов осталось, – на голубом глазу сообщила хозяйка. – Сбежали, наглецы, не заплатив, так я их вещи «конфисковала», пока вас не было. Мои-то сломались, поживете пока без них?»
В другой раз молодоженам выпала честь пообщаться с одним из тех самых «наглецов» – запинаясь от волнения, вполне приличный с виду парень слезно умолял «вернуть хотя бы ноутбук». Поняв, что от Вики с Лешей ничего не добиться, он спешно попрощался, с горькой усмешкой пожелав новым жильцам удачи.
Супруги уже стали забывать о странном происшествии, как вдруг нагрянула хозяйка. Влетев в квартиру разъяренной фурией, она с порога заявила: она не для того так долго и трудно выстраивала отношения с соседями, чтобы сейчас позволить «парочке сопливых нахалов» все испортить! Поистерив еще минут двадцать, женщина удалилась, хлопнув дверью.
«Здорово, но непонятно, – развела руками Вика, в недоумении уставившись на мужа. – На нас что, кто-то из соседей пожаловался?.. Какой шум? Живем с тобой тут как два мышонка, тише воды, ниже травы, платим вовремя… Да, и что она там говорила про какой-то залог, с какой стати мы должны еще платить?»
Позолотить ручку
Пройдясь по соседям, супруги так и не выяснили, кто же жаловался на их так называемые «ночные гулянки и ремонт по выходным». Тем не менее хозяйка плату подняла и вытрясла из жильцов залог в размере месячного платежа – на всякий случай, как объяснила она, если что-то испортят в квартире. Кстати, о своем обещании купить стиральную машину Марина забыла, а ребята не напоминали, боясь вызвать гнев хозяйки.
Теперь она часто появлялась в «однушке», придирчиво проверяя состояние жилья, докучая супругам пространными разговорами «за жизнь» и ее дороговизну. Жильцы уже и стиралку сами купили, и новым телевизором обзавелись, и ремонт в комнате начали, а хозяйка все не оставляла их в покое…
Под лупой рассматривая переделки в квартире, Марина то и дело хваталась за голову, оплакивая гибель «еще вполне хорошей» двери и «отличных обоев, таких теперь не делают». О том, что в свое время она сама дала жильцам карт-бланш на ремонт, а по «антиквариату» давно плакала ближайшая помойка, хозяйка как-то не задумывалась. И каждый раз супруги «улаживали проблему», выдавая Марине одну-две хрустящие бумажки.
Теперь жильцы нервно вздрагивали от каждого звонка в дверь, с минуты на минуту ожидая очередного визита хозяйки с требованием «позолотить ручку». Мало того: повадилась к ним ходить и консьержка – подолгу топталась в квартире с проверками «по просьбе Марины Сергеевны».
А вскоре хозяйка объявила о желании вновь поднять плату за квартиру. Сторговались на поэтапном повышении – покидать «однушку» сейчас, когда рекордными темпами завершался скромный, но все же ремонт, молодоженам не хотелось.
Тихая эвакуация
Но и их терпению все-таки пришел конец, когда однажды хозяйка бесцеремонно открыла дверь своим ключом, а в ответ на возмущение жильцов лишь плечами пожала: «Буду я еще в своей квартире версали разводить!» Нет, эта надоедливая тетка точно не оставит нас в покое! – решили Вика с Алексеем. Значит, нужно съезжать – причем тихо, не нарываясь на новый скандал…
Перспектива возвращения к свекрови Викторию не радовала, но иного выхода она не видела: уж слишком много денег потратили они с мужем на съемное жилье. Припомнив несчастного хозяина ноутбука, Алексей первым делом отвез к матери компьютер. На вывоз же крупной бытовой техники требовалось время, а его-то, как оказалось, у супругов не было.
Прознав от консьержки о том, что жильцы тайком съезжают, Марина, воспользовавшись их отсутствием, сменила замки. Оставшееся внутри имущество она «конфисковала».
«Ничего я вам не должна! – бушевала при встрече хозяйка, перекрывая собою вход в квартиру. – Залог не верну, вы мне все тут испортили своими переделками, да еще и ценные вещи выкинули! Какое ваше имущество, какой еще телевизор? А вы докажите, что он вообще был! А то сама пойду в суд, скажу, что вы меня обчистили!»
Ну что могла поделать в такой ситуации молодая пара? Риелтор сухо поблагодарил за «сигнал» и объяснил, что квартиру он подо-брал, а остальное – не его забота. Найденный через знакомых юрист лишь горько посмеялся над наспех составленным договором.
«Эх, ребята, нечем мне вас порадовать, – развел он руками. – Агентство по соглашению ни за что не отвечает, с самой хозяйкой до въезда в квартиру вы толком не пообщались. И главное, не подумали об акте приема-передачи имущества, не согласовали смету на ремонт. Так что впредь умнее будьте, таких желающих кое-что прихватить вокруг немало».
Комментарий
Александра Бузина, юрист:
— Супругам стоило внимательно изучать договор об оказании услуг с агентством недвижимости. Риелторы нередко вписывают в текст соглашения условие о том, что агентство не несет ответственности за результат их поисков. Разумеется, необходимо было заранее познакомиться с хозяйкой квартиры. Возможно, некоторые странности в поведении Марины молодые люди подметили бы сразу – сэкономили бы деньги и нервы, сняв другую квартиру.
Заключение договора отвечает интересам как владельцев квартир, так и жильцов: для первых этот документ станет гарантией аккуратного внесения платежей и сохранности жилища, вторых обезопасит от перспективы неожиданно оказаться на улице. Только вот заключать договор нужно по всем правилам, подробно расписывая условия.
Собственники квартир заключают договор найма (ст. 671 Гражданского кодекса). Проживающие в неприватизированном жилье подписывают договор поднайма (ст. 685 Гражданского кодекса), причем только с согласия наймодателя.
В тексте договора нужно указать размер и сроки платежей, порядок их внесения, срок проживания, порядок несения коммунальных расходов, ответственность сторон за нарушение обязательств, периодичность визитов хозяев. Часто указывают и сумму залога, конкретизируя, в каких случаях он остается у владельца квартиры.
К договору стоит приложить акт приема-передачи имущества, подробно расписав, в каком состоянии находится квартира, какие вещи в ней остаются. Нанимателям лучше сохранять все чеки на вещи, купленные ими в квартиру. Если жильцы будут делать ремонт, необходимо составить смету и согласовать ее с владельцем квартиры, поставив под документом подписи обеих сторон.