Чечевика с Викою
Еще лет двадцать назад финансовые отношения в семье были просты и понятны: деньги складывались в кубышку, а потом тратились по взаимному соглашению. Сейчас, когда каждому из супругов есть что терять, разобраться с деньгами и квартирами подчас не помогает даже брачный договор.
Неравный брак
У дверей родного жилища Андрея встретила огромная, явно видавшая виды сумка. Сломанная молния беззастенчиво демонстрировала содержимое: наспех сложенная куртка, мятые рубашки, бритвенные принадлежности… «Понятно, – горько усмехнулся парень, – вот все, что нажил непосильным трудом за годы семейной жизни».
О том, что с началом этой жизни стоит повременить, Андрею в свое время не говорил только ленивый. Но увещевания мамы влюбленный считал беспочвенными родительскими страхами, а шутки друзей о том, что хорошее дело браком не назовут, объяснял завистью. Еще бы не завидовать такому везунчику, сумевшему покорить сердце гордой и прекрасной Виктории!
Папа девушки – владелец небольшой, но вполне доходной фирмы – тоже не скрывал своего недовольства, считая союз обожаемой Викочки с парнем из небогатой, ничем не выдающейся семьи мезальянсом. На свадьбе слегка подгулявший тесть громко сомневался в том, что «дитя рабочих окраин» сумеет обеспечить его дочери привычный уровень жизни.
Тогда Андрей обиделся, но промолчал, благоразумно решив не поддаваться на провокации. Пусть его считают неудачником и мямлей, пусть намекают на корысть и в глаза называют брак неравным. Новоиспеченный муж еще докажет, что способен зарабатывать не меньше этого надутого индюка! Главное, в Андрея верит любимая супруга, а уважения ее семьи он обязательно добьется.
Апартаменты для принцессы
Первым пунктом амбициозного плана Андрея была покупка собственной квартиры. Привести жену к себе он не мог – в тесной двухкомнатной хрущевке, помимо самого парня, ютились его родители и сестра Маша. Совместное существование с тестем являлось Андрею в кошмарных снах, вот и приходилось тратиться на оплату съемного жилья – разумеется, недостойного Викуси, которую растили в тепличных условиях.
Довольно быстро выяснилось, что на банковском счете девушки уже лежит солидная сумма, выделенная любящим папой. Но вот незадача: в кризис дела у тестя пошли хуже, и пополнять финансовые запасы прежними темпами он уже не мог. Тут-то на авансцену и вышел Андрей, мечтавший реабилитироваться в глазах своей принцессы. Движимый идеей фикс, молодожен бесстрашно бросился в пучину бизнеса – и неожиданно поймал волну удачи.
Стараниями Андрея сумма на счете пополнилась настолько, что пришла пора задуматься о выборе жилья. После долгих интенсивных поисков нашелся подходящий вариант: просторная и комфортная «двушка» не где-нибудь, а в престижном зеленом районе столицы, с детским садом прямо во дворе, – чем не апартаменты для принцессы Виктории и прекрасных малышей, которые однажды появятся?
Теперь даже высокомерный «индюк» взирал на Андрея с чем-то вроде симпатии – так, по крайней мере, казалось парню. Правда, на пухлое лицо тестя нет-нет да ложилась тень сомнения: а вдруг весь этот брак замешан лишь на меркантильности Андрея и наивности Вики?
Договор дороже денег
Вконец уставший от укоров и неприятных намеков Андрей был готов на все, лишь бы доказать бескорыстность своих чувств. Недолго думая, он согласился оформить квартиру на имя жены – в конце концов, по закону неважно, за кем числится недвижимость, ведь куплена-то она в браке.
Похоже, семья Вики тоже ознакомилась с содержанием Семейного кодекса, потому что вскоре тесть завел разговор… о составлении брачного договора. Дескать, еще с тех пор, как был открыт пресловутый счет, предполагалось, что квартира будет оформлена в собственность Виктории. Самой девушке явно было неловко за слова отца, но тот не желал слушать даже свою «принцессу».
Махнув рукой, Андрей решился и на договор: пусть Виктория станет полноправной хозяйкой квартиры, благо только этот пункт и значится в тексте соглашения. Зарегистрируется у жены, жить-то они все равно будут вместе!
Семейные переговоры шли своим чередом, бумаги оформлялись, казалось, жизнь наконец-то вошла в спокойное русло. Но однажды вечером, сидя за компьютером, Вика случайно набрела на сайт района, в котором жили родители Андрея. «В третьем квартале будущего года планируется начать строительство школы на месте снесенного дома, – громко прочла она, вопросительно взглянув на мужа. – Улица твоя, дом 45 – вроде тоже твой?»
Андрей закивал головой, вспомнив о сплетнях, которые разносились по району. Действительно, соседи не раз говорили о том, что на их «пятачке» построят долгожданную школу. Выходит, стройка начнется на месте дома, в котором он пока еще зарегистрирован. Эх, конец мирной жизни, теперь его родные набегаются с получением нового жилья и переездами!
Коварство и любовь
Следующие несколько дней Андрей только и делал, что удивлялся. Сначала – беспечности родителей, которые и слыхом не слыхивали о скором сносе их пятиэтажки. Потом – мудрости супруги, неожиданно нашедшей для свекров хитрый вариант решения жилищной проблемы.
Вика, вмиг стряхнувшая с себя все легкомыслие, разъяснила: Андрея у себя она не пропишет – пока. Квартира-то у его родителей не приватизирована, да еще двое взрослых детей там зарегистрированы. При получении нового жилья наверняка можно рассчитывать на существенное увеличение жилплощади, а может, и на две квартиры!
«Нет, все-таки очень кстати мы этот договор заключили, – подмигнула мужу Вика. – Формально ведь выходит, что недвижимости у тебя нет. Кстати, мы можем даже фиктивно развестись, чтобы не кивали, мол, у жены квартира! А потом, когда все будет позади, устроим новую свадьбу, еще лучше первой!»
Ошарашенный, Андрей молча смотрел на жену и не верил своим ушам. Как легко она соглашается на развод, пусть и фиктивный. За всей этой инсценировкой наверняка стоит дражайший папочка. Впрочем, дело может выгореть, тогда у родителей и сестры Маши будет по квартире… Что ж, игра стоит свеч!
Быстрый развод шумно отпраздновали с друзьями, радуясь своей коварной задумке. А потом… тесть в ультимативной форме приказал парню выметаться и не портить Виктории жизнь. Кульминацией неприятной ситуации стала смена замков и та самая сумка со сломанной молнией, сиротливо приютившаяся на лестничной клетке.
Вот положение!
Андрей перетряхнул сумку, надеясь отыскать хотя бы коротенькую записку от бывшей жены. Но та объясняться явно не желала, зато на дне сумки парень нашел фотоальбом, подаренный на свадьбу сестрой Машей. Помятая грязная обложка, вывалившиеся снимки – вот как обращаются с памятью, с родными Андрея, с ним самим!
Следующим ударом обернулся сбор информации о сносе дома и визит на сайт района. Во всех новостях четко и понятно значилось: школу будут строить на месте сносимого дома 49, а не 45, как говорила жена. Выходит, вся эта история была обманом? Нет, это не жена, это монстр, воровка на доверии! Что ж, теперь-то Андрей ни за что не спустит дело с квартирой на тормозах.
Юрист, которого горе-супругу порекомендовали друзья, придал плану мести правовую окраску:
«Понятно, что брачный договор нужно оспаривать. Но вы вряд ли докажете, что действовали под влиянием заблуждения или обмана. Кто, в конце концов, мешал вам все тщательно взвесить и проверить? Значит, остается упирать на то, что условия соглашения ставят вас в крайне неблагоприятное положение. Что ж, настраивайтесь на долгий и нелегкий процесс…»
К сожалению, специалист по семейным делам не ошибся. Вот уже несколько месяцев Андрей пытается отстоять свои интересы и доказать, что вложил немало средств в покупку квартиры, из которой его потом так невежливо «попросили». Право парня на часть жилья кажется очевидным, однако судебный процесс затягивается – адвокат, нанятый бывшим тестем, умело пользуется тем, что ситуация с «крайне неблагоприятным положением» не прописана в законе.
Комментарий
Александра Бузина, юрист:
– Герой этой истории поступил опрометчиво, доверившись аргументам супруги, и сам оказался кузнецом своего «счастья». Возможно, мужчине не стоило соглашаться на условия брачного договора, столь жесткие по отношению к нему, тем более что на покупку квартиры он выделил солидную сумму. Андрею нужно было проверить информацию насчет сноса дома родителей – слишком уж нарочитой выглядела попытка Виктории обезопасить квартиру от возможных притязаний мужа.
Согласно п. 1 ст. 42 Семейного кодекса, брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности, при котором все имущество, приобретенное в браке, считается общим и при разводе делится пополам. Брачный договор может касаться только имущественных отношений супругов.
Изменить или расторгнуть брачный договор можно в любое время по соглашению супругов. По правилам ст. 44 Семейного кодекса, договор можно также признать недействительным только по решению суда. Основания этого те же, что установлены Гражданским кодексом для недействительности сделок, например заключение договора под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, обмана, угрозы или насилия. Доказать факт заблуждения или намеренного обмана в случае Андрея было бы крайне затруднительно.
П. 2 ст. 44 Семейного кодекса позволяет суду признать брачный договор недействительным полностью или частично по требованию одного из супругов, если условия договора ставят этого супруга в крайне неблагоприятное положение. К сожалению, закон не дает толкования данного положения, что осложняет задачу Андрея.
В п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 года № 15 приведен пример схожих условий брачного договора – когда один из супругов полностью лишается права собственности на имущество, нажитое в период брака. Андрею остается только надеяться, что по его иску будет применена такая же логика.