04:26:43
25 ноября 2024 г.

Цена доверчивости

Внимание, мошенникиМногие пары предпочитают жить в так называемом «гражданском браке», откладывая оформление отношений до лучших времен. Конечно, поход в ЗАГС не гарантирует счастливой семейной жизни. Но иногда отсутствие пресловутого штампа в паспорте может обернуться серьезными проблемами, далекими от сферы чувств.

Как по маслу

«Ну что вы, девчонки, какая свадьба! – капризно тряхнула рыжими кудрями Ларочка. – Три года мы с Витькой по съемным квартирам маемся, вот будет свое жилище – тогда пожалуйста, так и быть, устраиваю кастинг на роль свидетельницы! Кстати, папа обещал с квартирой помочь».

Подружки переглянулись и, сдерживая завистливые вздохи, вернулись к изучению ресторанного меню. Так уж повелось, что перемены в удачливой Ларочкиной судьбе становились главной темой каждого девичника. А папа, Евгений Иванович, который за короткое время наладил маленький бизнес в столице и перевез из провинции семью, слыл фигурой поистине легендарной.

Дела в его скромной фирме по поставке канцтоваров шли неплохо. «У кого рубль плачет, а у нас копейка скачет!» – довольно потирая руки, улыбался добродушный Евгений Иванович. Его дочь оканчивала вуз и уже начинала разбираться в бухгалтерии семейного дела.

«Все у нее как по маслу!» – неслось вслед Ларочке, но она не обращала внимания на завистников. У веселой, легкой в общении девушки действительно все складывалось словно само собой. Потом в ее жизни появился Виктор – типичный менеджер, человек без особого полета, зато заботливый и положительный.
Родители одобрили выбор дочери, смущало лишь то, что Ларочка и Виктор не торопились со свадьбой, хотя вместе снимали квартиру. «Ребята, я вас люблю, но вы такие старомодные! – смеялась Ларочка в ответ на сомнения старших. – Сейчас все так живут, проверяют отношения. Дайте сначала квартиру купить, а потом пойдем под венец!».

Серьезное решение

Тем временем приятель Виктора купил квартиру по ипотеке. И Виктор тоже загорелся. Он тщательно изучил предложения нескольких банков и расстроился: собственных доходов на «квартиру мечты» не хватало. В положение вошел будущий тесть, Евгений Иванович, добавив на покупку жилья существенную сумму.

Через несколько дней любящая пара в компании добродушного папы уже оформляла бумаги в офисе банка. Уютно расположившись в мягком кресле, Евгений Иванович с удовольствием потягивал предложенную минералку и мечтал о том, как заживет его дочка в новенькой квартирке-двушке в зеленом симпатичном городке Подмосковья. Езды оттуда до Москвы всего ничего, да и дом хорош – высокий, кирпичный, в несколько секций, с большой детской площадкой. Вблизи школа, рядом парк – очень удобно для молодой семьи с детишками…

«Как будем оформлять договор?» – прервал размышления папы голос сотрудника банка, бородатого мужчины в строгом костюме. Евгений Иванович встрепенулся и попытался вникнуть в то, что говорил бородач.

Права на собственность, созаемщики, доходы, кредиты – смысл объяснений ускользал от Ларочкиного папы, он слушал невнимательно, в глубине души надеясь на осведомленность «зятя».

Глава семьи

«Пусть все будет так, как Виктор говорит, он знает!» – заметил Евгений Иванович. Ларочка довольно улыбнулась, а Виктор с готовностью потянулся подписывать договор. Но служащий банка, удерживая бумаги, захотел приватно поговорить с Евгением Ивановичем.

«Вы вообще понимаете, на что идете? – зашептал он в сторонке. – Брак вашей дочери не зарегистрирован, зачем же все оформлять на этого Виктора? А если они расстанутся, что тогда? Лучше оформите жилье в долях – на него и на дочь!».

Сон в один миг слетел с Евгения Ивановича. Ну что за ерунда, Виктор серьезный и порядочный человек. Не следует впутывать в кредиты Ларочку, взбалмошную и такую наивную. Нет уж, мужчина должен быть главой семьи, ему и разбираться во всех формальностях. Вот осилят квартиру, а потом будет свадьба!

Так квартиру и оформили – в собственность Виктора. Будущий тесть стал созаемщиком, его доходы учли при расчете размера кредита. Совестливый банковский служащий еще хотел что-то сказать, но Евгений Иванович остановил его властным движением руки: «Братец, не будем мы заморачиваться с договорами, я Виктору верю».

Вскоре молодые въехали в новую квартирку-игрушку и начали собирать деньги на свадебное торжество. Виктор оправдывал доверие, он аккуратно платил по кредиту и каждую копейку вкладывал в обустройство семейного гнездышка.

Добрый папа нет-нет да подкидывал молодым деньги на очередной взнос, а Ларочка старательно экономила, за версту обходя модные магазины. Сведения о средствах, внесенных родными, Виктор старательно вписывал в большую тетрадь.

Фальшивое счастье

На очередной девичник подруги слетались с особенным энтузиазмом. Ларочка пропустила уже два сборища, и теперь должна была поведать о новых поворотах в своей успешной судьбе.

«Кредит почти выплатили, обзаводимся мебелью, скоро в ЗАГС пойдем», – бодро рапортовала девушка, и все же от подруг не скрылись перемены в ее настроении. Ларочка по-прежнему много шутила и смеялась, но показное веселье, казалось, вот-вот обернется слезами.

Посмотрев на притихших подруг, Лариса горько вздохнула: «Да, девчонки, плохая из меня актриса, вы все правильно поняли. Не буду обманывать, фальшивым оказалось мое счастье…».

И, роняя слезы в вазочку с мороженым, Ларочка поведала неприятную историю. Однажды она искала в мобильном мужа номер общих знакомых и сунула любопытный нос в его СМСки. Несколько сообщений привлекли внимание Ларочки: некая Светлана то активно зазывала Виктора в гости, то признавалась в горячих симпатиях, то интересовалась, когда он «отвяжется от своей рыжей мартышки».

Скандал, устроенный Ларочкой мужу, все прояснил. «Со Светой я встречаюсь уже год, это серьезно, – признался Виктор. – Я просто не знал, как развязаться с тобой, папочкиной девочкой-припевочкой. Но раз уж так все удачно решилось, надеюсь, ты освободишь мою жилплощадь. Только без обид: ты можешь жить у родителей, а у меня семья намечается, Света ребенка ждет».

Доказать трудно

«Больше всего мне обидно за папу, он Витьке так верил», – вздохнула Ларочка, заканчивая грустный рассказ. Это предательство действительно выбило Евгения Ивановича из привычной колеи. Он давно жил на свете и привык считать, что отлично разбирается в людях.

Особенно переживал Евгений Иванович за дочь – легкомысленную и немного избалованную, но в целом дружелюбную и такую же доверчивую, как он сам. О деньгах и непонятной ипотеке Ларочкин папа вспомнил в последнюю очередь.

В банке, куда поспешил обманутый «тесть», его встретил тот самый внимательный бородатый служащий. «Я же предупреждал! – только и развел он руками. – Нельзя доверять всем подряд, а вы заладили: порядочный, порядочный…». «Порядочный гад! – подхватил Евгений Иванович и беспомощно плюхнулся в знакомое кресло. – Что же теперь, ничего нельзя сделать?».

Бородач наморщил лоб и принялся старательно вспоминать условия договора. Выходило, что квартира оформлена на одного Виктора, официально Ларочка ему не жена, значит, претендовать на жилье не может. «Есть, конечно, одна зацепка – попробовать как-то доказать, что вы давали деньги на квартиру. Но сделать это будет чрезвычайно сложно», – предупредил мужчина.

Благодарно пожав руку бородачу, Евгений Иванович вышел на улицу. Он знал, что сделает все возможное и обязательно докажет дочери и себе самому: справедливость на свете существует. Они и так заплатили за доверчивость слишком высокую цену, которую нельзя измерить ни в долларах, ни в рублях.

Комментарий

Александра Бузина, юрист:

– Евгений Иванович и Лариса повели себя беспечно, поверив Виктору и не оформив должным образом договор ипотеки. Ларисе и Виктору стоило составить договор, по условиям которого квартира оформлялась в долевую собственность «гражданских супругов» – по половине каждому.

Именно так банки советуют составлять договоры при наличии незарегистрированного брака, особенно если один из «супругов» или член его семьи выступают в качестве созаемщиков. Как известно, доходы созаемщиков учитываются при определении размера кредита и служат гарантией возврата долга.

При оформлении кредита созаемщик может стать совладельцем приобретаемой недвижимости. Но квартира может быть оформлена и в собственность только одного заемщика, как и произошло в данной ситуации.

Созаемщик отвечает за возврат кредита вместе с заемщиком. Степень этой ответственности определяют условия договора: возможен вариант, при котором заемщик и созаемщик отвечают по кредиту в равной степени, при другом варианте созаемщик начинает оплачивать долг, только если заемщик не может выплатить сумму по кредиту.

Разумеется, Евгению Ивановичу не стоило принимать на себя такие важные обязанности, не гарантировав соблюдение интересов дочери. Доказать, что Евгений Иванович и Лариса давали какие-то суммы Виктору, практически невозможно: заемщик не давал расписок, сам относил деньги в банк, найти свидетелей передачи денег вряд ли получится.

Все было бы гораздо проще, если бы Лариса и Виктор грамотно оформили договор или зарегистрировали свои отношения прежде, чем обратиться за кредитом. Согласно ст. 10 Семейного кодекса, права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах ЗАГС.

При наличии заключенного брака Лариса могла бы претендовать на половину квартиры – даже в том случае, если бы деньги вносил один Виктор, и квартира была бы оформлена только на него.

Ксения Новикова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация