На чужих ошибках
Зинаида Чистякова много лет жила в Балашихе, работала на заводе, одна воспитывала сына и дочь. И вдруг – трах-тарарах! – завод захватили рейдеры, всех прежних рабочих разогнали… Без работы и без денег осталась Зинаида, зато в трехкомнатной квартире.
Лихо в Балашихе
Тут еще сын вернулся из армии с целым «букетом» болезней – и язва желудка, и диабет, и сердце… К тому времени дочь уже жила с мужем. Тогда-то у Зинаиды и родилась идея обменять свою трехкомнатную квартиру на двухкомнатную с доплатой.
Шел 2000 год, цены на жилье были еще божескими, не такими безумными, как сейчас.
Как только Зина поделилась своими планами с родственниками, ей тут же вызвался помочь с обменом двоюродный брат мужа дочери Александр З.
– Вы риэлторам не верьте, – говорил он. – Они вас обманут. А я, теть Зин, помогу.
Помощь эта, как скоро выяснилось, заключалась в том, что Александр всячески «торпедировал» любые варианты обмена. Уже спустя год-полтора Зина спросила у одной женщины, осматривавшей квартиру на предмет обмена, но отказавшейся:
– Оля, что же ты не захотела меняться?
– А ты этого Александра в глаза-то видела? – вскинулась Ольга. – Если бы я согласилась на обмен – он бы меня с потрохами съел!
И добавила грустно:
– Зина, с кем ты связалась?
Это уже потом Зина узнала, что в Балашихе есть другие люди, которым тоже «помогал» Александр, после чего те стали бомжами. Рассказывали про случаи, когда его «клиенты» вдруг умирали при странных обстоятельствах – то пищевое отравление, то газ…
Деньги только через банк!
Прошел год. Александр начал устраивать сцены: вы мне надоели со своей квартирой! Сцены-то он устраивал, но обменом-продажей заниматься продолжал. Несколько раз Зина в сердцах говорила: «Хватит! Я сама буду, не помогай мне больше!». Александр хлопал дверью. А на следующий день появлялся с новым предложением.
На протяжении всей истории Зина то и дело пыталась совершить сделку самостоятельно, без помощи родственника. Но Александр каждый раз это «просекал» и срывал сделку.
И вот он, момент истины – Зина приезжает к покупателям в офис и перед ней выкладывают на столе пачки долларов.
– Он аж побледнел, затрясся весь, – вспоминает Зина. – Начал кричать: «Деньги только через банк, деньги только через банк!».
И все же он деньги взял – просто-напросто забрал их себе.
– Сказал, что этой риэлторской фирме особо доверять нельзя, – объясняет Зина. – Что они вполне могли дать фальшивые бумажки. И забрал деньги «на проверку».
Как рубить хвост кошке по частям
Итак, квартира продана. Деньги у Александра. Впрочем, половину он отдал почти сразу и помог Зине на эти деньги купить сильно потрепанную двухкомнатную квартирку. Износ ее составлял 50%. Другая часть денег продолжала оставаться у Александра «на проверке».
– Эту квартиру я купила и вселилась с тем условием, что Александр в течение одного месяца выкупит ее у нас и взамен купит другую – улучшенной планировки, с изолированными комнатами, – рассказывает Зина. – Там мы даже не стали «прописываться»: Александр говорил, что так ее легче будет продать.
Через год Александр выполнил обещание – «выкупил» квартиру. Это было в июле 2001 года. Александр великодушно «на время» предоставил семье свое жилье – комнату в коммуналке – и пообещал, что в течение нескольких дней найдет им приличный вариант.
Так Зинаида с сыном жили и ждали. Время шло – пока цены на квартиры не «прыгнули» вверх.
Подать в суд на избитого
С соседями по коммунальной квартире Зине крепко не повезло. Чуть что набрасывались с кулаками. Накопилась целая пачка справок из травмопункта, сын Зины Павел постоянно ходил в синяках. От многочисленных обращений Зины в милицию – «помогите, обманывают!» – там отмахивались.
А вот когда соседи подали заявление на Павла, дескать, парень угрожал им убийством, то это заявление приняли сразу. И возбудили уголовное дело. И даже осудили – условно.
Кончилось тем, что Зину и Павла, живших в коммуналке на «птичьих правах», оттуда попросту выперли. Живут теперь где придется, нередко ночуют на улицах и вокзалах.
Зина намерена просить у государства защиты и помощи. Если откажут – надеется довести дело до Страсбургского суда.
Комментарий
Александра Бузина, юрист:
– Доверчивость сослужила Зинаиде плохую службу: не стоило соглашаться на предложение дальнего родственника и поручать ему столь серьезную сделку. К сожалению, героиня рассказа не придала значения словам знакомой, она не отказалась от услуг Александра, даже подозревая неладное, не обратилась в серьезную риэлторскую фирму.
Зинаида допустила роковую ошибку и при расчетах за квартиру, позволив Александру забрать деньги себе. Она не просто поверила подозрительному родственнику на слово, но даже не потребовала с него расписки в получении денег!
Для того, чтобы избежать проблем с крупной суммой, нужно было арендовать в банке зал для финансовых расчетов и там организовать передачу денег. Еще один вариант – положить деньги в сейф, откуда их возьмет продавец квартиры. Конечно, за эти услуги придется заплатить, зато в банке не только проследят за ходом расчетов, но и проверят подлинность купюр.
В результате ловкой аферы Зинаида и ее сын оказались на улице. Женщина полна решимости отстаивать свои права, но в одиночку сделать это будет практически невозможно. Нужно найти силы и средства на активную деятельность, заручиться поддержкой адвоката. И, разумеется, собрать все имеющиеся по делу документы и найти свидетелей аферы.
При продаже трехкомнатной квартиры никаких нарушений не было: Зинаида согласилась на сделку, покупатель заплатил деньги. Женщина могла бы попробовать оспорить сделку купли-продажи двухкомнатной квартиры. Согласно ст. 179 Гражданского кодекса, сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
То, что Зинаида не была зарегистрирована в квартире, значения не имеет: она купила квартиру, значит, была собственницей. Родственник обманул Зинаиду – ни денег, ни новой квартиры он взамен не предоставил.
Доказать сам факт обмана чрезвычайно тяжело, как, впрочем, и то, что никаких денег от продажи квартиры Зинаида не получила. Но самое печальное – то, что срок исковой давности по признанию оспоримой сделки недействительной составляет всего год (п. 2 ст. 181 Гражданского кодекса). Течение этого срока начинается со дня, когда потерпевший узнал или должен был узнать об обмане. С момента «выкупа» квартиры прошло более шести лет – вряд ли можно доказать, что обман Зинаида раскрыла только сейчас. Несмотря на это, героиня рассказа должна бороться за свое жилье: поговорить с юристом – возможно, он найдет какие-то зацепки в документах. Нелишним будет обратиться за помощью в общественную приемную Уполномоченного по правам человека в территориальном округе и обязательно в милицию.