Заморский гость
Евгений и Катя наконец-то смогли позволить себе ремонт квартиры. Купили они ее восемь лет назад, заняв под это приличную сумму. Катя тогда продала комнату в коммуналке, кое-что добавили родители. (Ребята смогли внести первоначальный взнос по ипотеке, остальное выплатили быстро – за пять лет.) Вкалывали и занимали, занимали и снова вкалывали – а как иначе? Ведь в семье подрастают двое близняшек.
Вот, наконец, с долгами покончено, ремонт сделан. Продумали все до мелочей: просторная детская, кабинет для мужа, супружеская спальня, встроенная кухня…
Обновленная квартира выглядела просто чудесно.
– Женька, какие мы молодцы! – улыбалась Катя.
– Вовремя решились, – соглашался Женя. – Сейчас бы покупку квартиры мы ни за что не осилили…
Дети до ночи буянили на новой двухъярусной кровати, родителям пришлось сильно постараться, чтобы угомонить наследников.
Подарок из-за океана
На следующий день в квартире раздался звонок, повергший в шок всю семью. Звонивший представился адвокатом.
– Покупка квартиры была совершена с нарушением закона, – сообщил он. – Мой клиент намерен обратиться в суд – с целью получения компенсации.
Евгений и Катя не верили своим ушам. Ведь сто раз проверили они квартиру. Продавала ее семья, выезжавшая на ПМЖ за рубеж. Квартира находилась в их собственности, кредитная история чиста: никакого сомнительного наследства, никаких подозрительных перепродаж.
– И чьи же интересы вы представляете? – поинтересовался Женя у адвоката.
Адвокат назвал какое-то имя, и супруги не сразу сообразили, что клиент адвоката – мальчик с грустными глазами, которого родители увозили в дальнюю страну. Женя помнил, что парень уезжать не хотел, и вот, получается, вернулся…
Но на каком основании этот повзрослевший ребенок хочет отобрать у них квартиру?!
Ущемленный в правах
Катя схватилась за сердце, муж поспешил ее успокоить.
– Сам во всем разберусь. Все будет хорошо.
Отменив все дела, Женя встретился с адвокатом, от которого выяснил, что мальчик – уже совершеннолетний – вернулся в Россию. На новом месте так и не прижился, иностранный язык «не пошел», а вот ностальгия замучила его посильнее, чем родителей.
– Понимаете, – объяснил адвокат Жене, – мой клиент был несовершеннолетним собственником. Ему должны были приобрести другую жилплощадь взамен утраченной. Однако это сделано не было. Родители жилье снимают, а он оказался ни с чем.
– Но мы же – как это по-юридически говорится?.. Добросовестные приобретатели! Продавцы квартиры говорили, что органы опеки и попечительства дали добро на сделку!
– Да, органы обязали родителей купить мальчику квартиру, но чихать они хотели на это из-за океана. Мы отсудим у вас квартиру – можете не сомневаться. У клиента – российское гражданство и его права нарушены.
И деньги, и квартира
Женя кинулся в юридическую консультацию. Выслушав его историю, юрист в изумлении развел руками.
– Мало того, что эта семья получила деньги, они еще и квартиру обратно хотят! – возмутился он и пояснил: – Даже если парню удастся по суду признать сделку недействительной, продавцы квартиры должны вернуть вам все деньги по договору.
Именно этот вопрос юрист Евгения и поставил перед своим коллегой, представлявшим интересы «заморского гостя». Похоже, «обиженный» мальчик искренне заблуждался: в свое время родители не позаботились об его интересах, оставили без жилья, а виноватыми в его глазах почему-то оказались купившие квартиру Женя и Катя…
Адвокат парня не объяснил своему клиенту, чем чреваты подобные претензии. Может быть, просто хотел воспользоваться некомпетентностью новых хозяев жилья и получить солидный гонорар.
Трудно сказать, чем бы закончилась эта история для молодой семьи, если бы дело дошло до суда… Победа «заморского гостя» автоматически означала бы выселение Жени и Кати, а вот получить обратно с таким трудом собранные деньги было бы чрезвычайно сложно, ведь продавцы квартиры благополучно проживали за границей.
К счастью, мальчик разобрался в ситуации и решил не создавать проблем своим непутевым родителям. Он отказался от всех притязаний на квартиру и благоразумно скрылся из вида. А Женя и Катя смогли наконец-то отпраздновать новоселье.
КОММЕНТАРИЙ
П. 1 ст. 28 и п. 2 ст. 37 Гражданского кодекса предписывают получать разрешение органов опеки и попечительства на сделки с имуществом, принадлежащим малолетнему (несовершеннолетнему в возрасте до 14 лет).
Разрешение понадобится и в том случае, если ребенок не является собственником, а просто «прописан» в квартире (п. 30 приказа Министерства юстиции РФ от 14 сентября 2006 г. № 293 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
Принимая решение о выдаче разрешения, инспектор органов опеки и попечительства должен выяснить, не будут ли нарушены права ребенка в результате сделки с квартирой, не ухудшатся ли его жилищные условия. Если продается квартира, в которой проживает ребенок, инспектор должен убедиться, что несовершеннолетний не останется на улице.
Как правило, органы опеки и попечительства не дают разрешения на сделку, если одновременно с продажей жилья для ребенка не покупается новое жилье. Возможно, у мальчика уже было другое жилье (например, полученное по наследству) или его родители просто сумели убедить инспектора в том, что новая квартира для сына обязательно будет куплена.
Разумеется, претензии «заморского гостя» на квартиру были необоснованными. Если молодой человек рассчитывал признать сделку купли-продажи квартиры недействительной, ему следовало обратиться в суд с соответствующим иском. При этом можно было сослаться на то, что органы опеки и попечительства дали разрешение на продажу квартиры, не удостоверившись, что мальчику будет куплено другое жилье.
Если бы правота мальчика подтвердилась в суде, сделка купли-продажи была бы признана недействительной из-за несоответствия требованиям закона (ст. 168 Гражданского кодекса). По правилам п. 2 ст. 167 Гражданского кодекса, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
Иными словами, в этом случае мальчик и его родители получили бы обратно квартиру. При этом родители, продавшие квартиру, должны были возвратить Жене и Кате всю сумму, указанную в договоре купли-продажи. Конечно, взыскать стоимость квартиры с людей, проживающих за границей, непросто. Героям рассказа повезло, что эта история закончилась благополучно.