Ошибка агента, или Ода моей интуиции
Интуиция, читатели дорогие, вещь тонкая, не все ею обладают, не все пользуются. Но как старый риэлтор, скажу: без нее настоящему профессионалу – никуда.
Есть у нас еще люди до того доверчивые, что даже особой хитрости не надо, чтобы их в заблуждение ввести. А жулики разные только и ждут таких простаков. Расскажу, как сам чуть в ловушку не попался, едва, можно сказать, вынулся, как зимой из проруби, на одной интуиции.
Все – так, да не так…
Подбирал я как-то квартиру одной пожилой даме. Надоела ей окраина и решила она в центр переселиться. Ателье у нее в центре, вот и решила квартиру поближе к работе купить. Помчался я на поиски, ищу, показываю, с продавцами договариваюсь. И тут нахожу в базе данных квартиру подходящую, звоню в фирму – есть такая квартира! Поехали смотреть – вполне подходит, хорошая квартира, гляжу, свободная. Приехали в фирму, о покупке разговариваем, документами интересуемся. А риэлторы говорят:
– Поглядите ксерокопии, оригиналы клиент на сделку привезет.
– Ладно, – говорю, – тогда аванс внесем, – а у самого сомнения.
Приехал в офис, за газету «Из рук в руки» засел, а в голове вертится – что-то здесь не так! С другой стороны – фирма известная, не такая, конечно, как наша, но тоже узнаваемая, как люди считают.
Открываю «Руки», гляжу, – реклама! На первом листе – отделение такое и сякое, телефоны, адреса… Нашел и ту фирму, где квартиру нам предложили – с перечнем отделений, с телефонами, читаю, а адреса и телефона того отделения, где я был, нет. Ага, думаю, надо проверить – звоню. Да не тут-то было! Нет, говорят, в нашей фирме такого отделения! Я и туда, и сюда, и к риэлторам знакомым – слыхом не слыхивали. Ну, думаю, – жулики! Так и вышло – голый обман!
Позвонил в главный офис той фирмы, рассказал, остерег. Те, конечно, удивились, да и послали своих юристов выяснять, что да как. Ну да, говорят там, узурпаторы мы. Присвоили ваше имя, говорите, а может, это вы – наше? Посудимся? Пока они между собой препирались, я мигом куда надо позвонил, рассказал знакомому моему хорошему из прокуратуры. Те собирались недолго – с проверкой накатили. Оказалось – жулики! И что придумали, ловчилы, – сняли помещение, расклеили объявления: «принимаем на работу». Наняли диспетчеров, компьютеры привезли, столы поставили, новичков ничего не подозревающих на телефоны посадили – словом, кипит работа. А мошенники, всего их в банде пятеро было, в отдельных кабинетах клиентов охмуряют. Сняли они в аренду у частных лиц шесть квартир однокомнатных, три двухкомнатных и две трехкомнатных в хороших районах, с хозяевами договор аренды заключили, а в виде приложения к договорам сделали ксерокопии всех документов. Якобы для того, чтобы хозяин подтвердил, что свою квартиру сдает, не чужую. Потом дали рекламу, что эти квартиры продаются, показывают желающим, а с теми, кому квартира приглянулась, авансовые контракты заключают, задатки берут. Цены ставят невысокие, порой за один день до пяти авансов-задатков возьмут за одну и ту же квартиру. А каждый аванс не меньше двух–трех тысяч у.е., как говорится. Наберут авансов (а сделку через две–три недели назначают: альтернативную квартиру-де найти надо или справки собрать, из БТИ там, из учреждений разных и т.д.) дней за двадцать, а там исчезают с деньгами, благо в день тысяч по триста у.е. набирают, не меньше. А вывеску над своим «офисом» фармазонщики вешают посолиднее, благо обман в лучшем случае дней через десять выявляется, да и то не всегда. Случайно потом узнал, что одна из фирм в суд подала за присвоение чужого названия, но пока повестки писали да на суд вызывали, жуликов и след простыл.
С конфискацией вас!
А бывают еще и такие хитрости. Занимаются этим фирмы-однодневки, о своей репутации не думающие, об имидже не заботящиеся, – лишь бы урвать. Выставят на продажу квартиры и рекламируют их по невысокой цене. Набирают авансов от покупателей предостаточное количество, на каждую квартиру – не менее дюжины! Во время переговоров объясняют покупателю, что договор не менее чем на два–три месяца надо заключать. Продавцу, дескать, другое жилье нужно, вместо проданного. И требования к квартире непростые – не сразу и отыщешь такую. Тянут с продажей, сколько возможно, причины надумывают, пока покупатель скандалить не начнет. А там начинаются препоны всякие – то продавец цену меняет, то продавать передумали! А денежки-то крутятся, крутятся – не один авансик жалкий, а целая дюжина авансов. Результат один – продадут квартиру тому, кто больше денег даст, а авансы остальных покупателей держат до последней крайности, пока в суд не обратятся! Те же, кто поболее других коварен и хитер, практикуют еще и конфискацию.
Назначена, например, покупателю дата сделки, оговорены в контракте условия, согласован адрес, день и час сделки, необходимые действия сторон. Ну, например, покупатель обязуется абонировать ячейку сейфовую в депозитарии банка, зарезервировать в ней деньги, привести супругу на сделку с паспортом и т.д. А за пару часов до сделки или за день до нее некто звонит покупателю незнакомым голосом, представляется юристом или иным сотрудником обслуживающей фирмы и объясняет, что сделка на послезавтра переносится по таким-то причинам. Причем компетентненько так, со знанием дела и психологии. Покупателю и невдомек, что ежели в контракте меняется хоть одна буковка, то все изменения должны быть скреплены подписями сторон и печатью фирмы. Но наши покупатели несведущи почти всегда! Хитрецы же, как правило, составляют обширный акт о неявке на сделку, неисполнении условий договора, неисполнении обязательств… и конфискуют аванс. Попробуй доказать, что тебе звонил некто «чужим голосом»!
И об авансе
Бывает и так, что в кажущейся безнадежной ситуации крайне занятый человек, по разным причинам не успевший вовремя исполнить контракт, нарушивший его невольно, попавший в такую ситуацию, например, по вине банка, вовремя не переславшего деньги на счет и т.д., не борется за аванс, а считает себя виновным.
Аванс – вещь важная. В нашем деле – первейшая. Без аванса – как без рук. Но давать его надо только в чистые руки. И смотреть при этом в оба. И на красивую вывеску не больно-таки поглядывать. Лучше документами поинтересоваться да знающих людей порасспрашивать. А интуиция – она только у профессионалов бывает безошибочная.
Михаил Раздольский, руководитель отделения «Октябрьское поле» корпорации «ИНКОМ-Недвижимость»