Дело ясное, что дело темное…
Никита проснулся от бесцеремонных и требовательных сигналов будильника. На часах было без пятнадцати семь. Нужно вставать, призвал он себя к дисциплине, сегодня трудный день, начальство понаедет… На душе было как-то неспокойно, и вдруг возникла головная боль. Странно, продолжал он мысленный монолог, вчера даже спать пораньше лег, что же такое?
Телеграмма от тети Клавы
Едва начал умываться, в дверь позвонили. Почтальон протянула срочную телеграмму. Сердце Никиты сжалось, влажными руками он развернул сероватый листок и прочитал страшное: «Мама умерла. Срочно приезжай. Тетя Клава». Боль метнулась от затылка ко лбу и засела в висках. Вся суета по поводу предстоящего «парада» на работе сразу показалась пустяком, мышиной возней. А все мысли теперь получили одно направление: предстоящие похороны…
Он остался у матери единственным родным человеком, а потому звонить было некому. Уладив формальности на работе, Никита купил билет на ближайший рейс и через несколько часов уже был в родном городе. Шел по знакомым улицам, словно и не было тех пяти лет, в течение которых он не спешил навещать старые пенаты. Мать ведь не жаловалась, от нее и письма-то не дождешься – необщительная была.
– Никитушка! – крик донесся из окна второго этажа. – Я сейчас спущусь, – сообщила на всю улицу тетя Клава.
В ожидании соседки, которую он знал, кажется, с пеленок, молодой человек достал сигарету и чиркнул зажигалкой.
– Это случилось две недели назад, – вздохнула тетя Клава. – Я тебя просто найти не могла… Случайно Пашку на улице встретила, он твой адресок и дал…
Никита от неожиданности уронил сигарету.
– Не волнуйся, добрые люди ее похоронили. Хотя какие добрые… Они же теперь хозяевами вашей квартиры стали, – многозначительно заявила тетя Клава.
– Я что-то не совсем понял, – встрепенулся Никита.
– Сама не понимаю, зачем твоя мать это сделала, но ведь она скрытная, мне ничего не говорила об этой истории. Узнала все, только когда шастать начали разные неизвестные мне товарищи… Оказалось – наследники… Представляешь?!
Глаза Никиты округлились.
– Какие еще наследники? – выдавил он.
– Вот и я говорю: какие такие наследники, когда у нее один только сын был?! А мне завещание в нос ткнули и сказали, что вообще не обязаны передо мной отчитываться. Так что квартира твоя закрыта. Пошли ко мне, я тебя хоть чаем с дороги напою.
– Какой чай! – невольно вскрикнул Никита. – Мне сейчас кусок в горло не полезет. Извините, тетя Клава, позже зайду.
Прыгая через две ступеньки, он поднялся на «свой» – третий – этаж. Хотел открыть дверь, но увидел, что оба замка заменили.
Трудно ли стать наследником?
Посетив нотариуса, наш герой выяснил, что завещание действительно имело место, правда, в нем почему-то отсутствует подпись матери. Ну а в остальном бумага оформлена – не придерешься.
Записав данные «наследников», Никита отправился по незнакомому адресу. «Наследниками» оказалась небольшая фирма из пяти сотрудников. Руководитель конторы показал молодому человеку договор, в котором были обозначены условия сделки.
Обе стороны по взаимному согласию (имелись подписи всех участников сделки) договорились о следующем. Руководитель фирмы, как ее полномочный представитель, должен был передать довольно крупную сумму наличными и затем дополнительно выплачивать каждый месяц пожилой женщине пособие в размере ее пенсии – пожизненно. Взамен мать Никиты должна была написать завещание на всю свою собственность и, прежде всего, – на трехкомнатную квартиру, которая принадлежала ей и под запретом и в обременении не находилась.
– Не понимаю, что вы с ней сделали! – вспыхнул Никита.
– В чем, собственно, дело? – надменно поинтересовалась секретарша босса, стоявшая во время всего разговора на пороге кабинета. – Мне нравятся эти детки! – зло и многозначительно продолжила она. – Сначала уезжают в неизвестном направлении вместо того, чтобы ухаживать за престарелой матерью. А потом объявляются и начинают качать права, претендуя на наследство…
– Дайте мне ключи от квартиры, там мои личные вещи, – сквозь зубы процедил Никита.
– Какие ключи, молодой человек? – картинно изумился «наследник». – Там ничего вашего нет. Вам же русским языком сказано: завещание составлено на всю собственность.
– Я не собираюсь выносить серванты, но там есть мои личные вещи!
– До свидания, молодой человек! – возвысил голос босс, давая понять, что разговор окончен.
– Я подаю в суд, – отрубил Никита и быстро направился к выходу.
Сомнительный свидетель
Ему действительно ничего не оставалось, как обратиться в суд.
Никита шел и думал о том, что мать обязательно должна была сообщить ему о таком решении. Хоть они и редко общались по телефону и почти не писали друг другу писем, не могла случиться подобная история. Ведь они даже не были в ссоре. Наверное, подумал Никита, ее просто ввели в заблуждение, и она сама не понимала, что делает. Но как это доказать?
Поделившись своими мыслями с тетей Клавой, Никита заручился ее поддержкой и направился в суд. В исковом заявлении он требовал признать завещание недействительным, так как считает, что оно было написано под давлением. И ко всему прочему в нем допущены ошибки, касающиеся оформления, в частности отсутствовала подпись завещателя.
В ходе дела выяснилось, что отсутствие подписи на завещании произошло… по невнимательности. В тот день нотариус спешила, рабочий день подходил к концу. Свидетель, который находился с завещателем (матерью Никиты) у нотариуса, подтвердил ее намерения и указал на то, что в составлении текста она действительно принимала участие. Он приложил тот злополучный договор, который Никита видел у руководителя «фирмы-наследницы», и на котором красовалась подлинная подпись его матери (что подтвердила графологическая экспертиза).
Свидетель, правда, оказался сотрудником все той же фирмы, что говорило о его явной заинтересованности, хотя он и утверждал обратное. Дескать, прибыли от этой сделки не получил и, соответственно, личной заинтересованности не имел…
Вместо послесловия
Суд принял решение: исковое требование удовлетворить, а значит, завещание признать недействительным. Теперь Никита мог заняться сбором документов для оформления наследства по закону – как единственный законный наследник.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Мы попросили прокомментировать этот случай известного московского юриста Валерия Зайкина.
– При рассмотрении дела суд руководствовался главным обстоятельством: содержанием договора между умершей и ответчиком. По своей сути он весьма похож на договор ренты, но по форме таковым не является (так как подобные договоры предусматривают отчуждение недвижимого имущества под выплату ренты) и подлежит государственной регистрации.
В данном случае имела место сделка, совершенная с целью прикрыть другую сделку, а значит, она является ничтожной.
Здесь не были предусмотрены действия по выполнению взаимных условий договора, то есть отчуждению квартиры и последующей выплаты ренты. Составленное таким образом завещание не имеет юридической силы и не влечет юридических последствий с момента составления. Оно противоречит принципу свободы завещания и правоспособности завещателя. К тому же в данной ситуации завещание ничтожно вследствие несоблюдения требований, предъявляемых к его форме.