«Девяносто девять пудов»
В редакции Ирина от кофе отказалась, сославшись на плохой сон, а вот зеленого чая с удовольствием выпила с корреспондентом «КР». За чаем-то она и начала мне рассказывать эту запутанную историю. Оставалось только успевать записывать…Из мехмата – в магнаты
Началась эта история в девяносто первом году, когда два приятеля, оба выпускники мехмата МГУ, решили начать собственное дело. На скудный первоначальный капитал (продали «Запорожец») сняли подвальчик, наняли штат в пару человек, оформили предприятие. Выпускали хорошую литературу, альбомы. Но страна покупала детективы, сборники кулинарных рецептов, брошюрки по похудению и учебники по карточным играм… Стотысячный тираж Андрея Платонова лег на полку: друзья прогорели. Сдав ключи управдому, выдали по последней зарплате наемному штату: старичку-курьеру и молоденькой секретарше и, забрав из сейфа некоторую сумму в долларовом эквиваленте, навсегда, как им тогда казалось, покончили с бизнесом.
Но времена изменились, и друзья стали умнее и опытнее, и в девяносто восьмом они реанимируют свой издательский бизнес. Теперь у каждого – своя фирма. Одному удалось взять большой подряд по выпуску отраслевых методичек, другому – пробиться на рынок школьных учебников.
«Восставшие из пепла» Саша и Игорь приобрели определенный вес в деловых кругах и вели довольно небедную жизнь. Но, как известно, – богатые тоже плачут.
Как плачут богатые
– Проблемы, Саш, – Игорь задумчиво почесал переносицу, – налоговики насели, а мне зарплату нечем выдавать людям. Что делать – не знаю. Может, посоветуешь?
Повисла напряженная пауза. Наконец, Александр негромко ответил:
– Я бы мог тебя выручить… но при условии, что через два месяца ты мне их вернешь. Дочь вот вышла замуж, нужно ей квартиру покупать, так что, понимаешь…
– Можешь не сомневаться, верну. «Сто пудов»! – Игорь просиял дружеской улыбкой.
Друзья по старой привычке хлопнули друг друга по ладоням и дуэтом произнесли:
– Есссссссс!!!
Но потом расписку о получении денег все же оформили.
«Сто пудов»
Этим вечером Игорь вернулся домой в приподнятом настроении.
– Я сказал ему, что деньги нужны для дел фирмы, он не стал вдаваться в подробности, сразу же согласился, так что квартиру покупаем – теперь уж «сто пудов», денег хватает. Можешь звонить продавцам!
– Знаешь, по-моему, как-то не очень красиво ты поступаешь со старым другом, – после паузы сказала жена Ирина.
– Да не беспокойся! Купим новую квартиру, а со временем вернем ему деньги.
Утечка информации
Через три недели в квартире Игоря и Ирины, паковавших к переезду вещи, раздался звонок. Игорь взял трубку:
– Алло. Привет Сань…
Через несколько минут Игорь положил трубку и, присев на чемодан с вещами, нервно потер переносицу.
– Сашка случайно узнал откуда-то, на что пошли его деньги. Очень зол. Теперь требует их вернуть в течение недели. Грозится судом.
Ирина ахнула, сев в зачехленное по случаю переезда кресло:
– Но как он узнал?
– Не знаю, не знаю…
Внезапно он замолчал, потом позвал сына, игравшего в соседней комнате:
– Кирилл!
Мальчик прибежал из своей комнаты, где решал сложнейшую задачу: что из игрушек брать собой на новую квартиру, а что – нет.
– Сынок, – спросил отец, – ты с Пашей, сыном Александра Юрьевича… то есть дяди Саши, когда в последний раз гулял?
– В субботу, а что? – мальчик насторожился.
– А ты его на новоселье приглашал?
– Пока нет, просто сказал, что мы скоро переезжаем…
Игорь понял, что влип в неприятную историю. Но вскоре у него уже был «план обороны». Все же хорошо, что когда-то он окончил два курса юрфака!
Любовь любовью, а имущество врозь!
– А ты уверен? – робко произнесла жена. – На «сто пудов»?
– На 99! – игриво ответил Игорь. И рассказал жене, в чем суть его плана.
В свое время они с Ириной подписали брачный контракт. По нему старая квартира принадлежала жене, а остальное имущество, в том числе впоследствии приобретенное, должно регистрироваться либо на Игоря, либо на Ирину.
Игорь зарегистрировал новое жилье на жену. Он считал, что суд, если уже дело дойдет до него, не сможет арестовать их новую квартиру. Пускай накладывает арест на битые «Жигули», стиральную машину и прочее, что зарегистрировано на Игоря. «Пежо» оформлена на отца, дача – на мать… Не зацепят! – удовлетворенно потирал руки Игорь. Пройдет время, глядишь, все «рассосется»: они с Ирой выручат деньги от сдачи первого жилья, поднакопят еще – и расплатятся с Сашей.
Игорь считал, что таким образом они выиграют время, и одновременно будет идти некая имитация того, что они расплачиваются с должником.
Было гладко на бумаге…
Но все произошло не так, как предположил наш герой. Суд взял да и наложил арест на новую квартиру Игоря и Ирины. Адвокаты не смогли оспорить это решение. Судебные приставы заставили их покинуть помещение и опечатали жилье.
Опытный юрист, к которому Игорь бросился за помощью, разъяснил, что к чему.
– В соответствии с Судебным кодексом РФ, по обязательствам одного из супругов взыскание может быть обращено лишь на имущество этого супруга. Но при недостаточности этого имущества кредитор – а теперь внимание! – вправе требовать выдела доли супруга должника, которая причиталась бы супругу-должнику при разделе общего имущества супругов, для обращения на нее (не супруги, конечно, а доли) взыскания.
Вот этого Игорь не знал, в отличие от Александра, которого пытался обвести вокруг пальца. А Саша, надо отметить, юрфак в свое время, в отличие от своего друга (бывшего?) окончил, и даже с красным дипломом.
Дело кончилось тем, что квартира по суду отошла к Александру. Сейчас там живет его дочь с молодым мужем. По сути, получилось так, что Игорь помог Саше решить проблему с квартирой для молодоженов.
Игорь и Ирина вернулись в свою прежнюю квартиру.
Ирина старалась не напоминать Игорю лишний раз о его проколе. Но однажды все же не сдержалась и «выдала» мужу в сердцах, вспомнив при этом его любимое выражение:
– Дело, дорогой муженек – сказала она, – надо знать «на сто пудов»! А не на 99!