Ушлые клиенты или шиворот-навыворот
Довольно часто приходится читать душераздирающие статьи о злодеях-риэлторах, кидающих несчастных простачков-клиентов. О том же, как сами риэлторы становятся жертвами мошенников, пишут редко. Где справедливость? Вот она — в нашей газете.Бабки делают бабки
«Ну вот, договор готов, теперь нужно оплатить госпошлину, – обратился маклер фирмы к владельцу продаваемой квартиры, – это около 100 долларов». «Ничего платить не буду!» – уверенно заявила продавец – семидесятилетняя бабушка, торгующая на базаре прохладительными напитками. Больше часа уговаривали бабулю, та упиралась: «Вы мошенники, меня обобрали, квартиру продали дешево, денег не дам!» «Что ж, – объясняют ей, – тогда придется расторгать сделку, ведь платить за вас никто не намерен!» Тут бабулька пошла на попятную: «Хорошо, согласна, только у меня с собой денег нет. Вы заплатите за меня, а я вам дам расписку и завтра эту сумму верну». Так и поступили: заплатили со вторым посредником пошлину, написала бабушка расписку, дооформили договор и распрощались.
Звонит ей маклер на следующий день, и только заикнулся о деньгах, как… Такого могучего русского языка он в своей жизни еще не слышал. И закончила тираду бабушка вполне «литературно»: «Денег вам, мошенники, не дам, а мою расписку можете засунуть себе!..». Что делать, пришлось ей подарить эти 100 долларов, не судиться же.
Не вернете задаток, размажут по стенке
Однокомнатная квартира во всем подходила покупателю. Единственный минус – неприватизированная. Поэтому, оформляя задаток, агентство оставило задаточную сумму (200 долларов) у себя на хранении (до момента получения правоустанавливающих документов), установив жесткие сроки приватизации. Продавец не уложился в отведенное время, и покупатель, согласно договору, потребовал возвращения ему двойной суммы задатка. «Так я же никаких денег не брала, – развела руками продавец, – взяло агентство, вот с него и спрашивайте!» Представителям агентства удалось уговорить покупателя обождать еще пару недель.
Наконец все было готово к сделке, но в назначенное время покупатель не явился на оформление. Оказалось, передумал. «Немедленно верните мой задаток!» – озадачила расстроенных брокеров продавец. «Но ведь вы сказали, что деньги не ваши, а агентства – отбивались посредники, – когда возникли проблемы, то вы же всю ответственность переложили на нас. Мы обещаем быстро найти другого покупателя». «Ничего не знаю, а двести долларов я вам не подарю! Не хотите отдать по-доброму, вернете в три раза больше!» И началось: «Да я на вас налоговые органы натравлю (у меня там племянник), да я про вас в газете пропишу (у меня там сестра), да вас бандиты по стенке размажут (у меня там сын)!» и т.д., и т.д.
Все пошли на принцип, конфликт затянулся. Продавца уже не устраивали 200 долларов – она хотела 300 (за моральные издержки). Около месяца телефон агентства разрывался от угроз и проклятий, возле офиса постоянно крутились мрачные подозрительные люди. И тогда директор принял соломоново решение – он отдал 200 долларов под расписку покупателю. Покупатель был счастлив, он уже не надеялся вернуть эту сумму. В его лице агентство приобрело ценного союзника – на случай будущих судебных разбирательств. Узнав, что сумма задатка возвращена законному владельцу, продавец даже сперва потеряла дар речи. Она попыталась еще угрожать посредникам, но всем уже было понятно, что это лишь сотрясание воздуха.
В обход фирмы
Известная киевская риэлторская фирма, чей офис расположен в центре города, заключила с продавцом соседней пятикомнатной квартиры (стоимостью в 200 тысяч долларов) эксклюзивный договор. Правоустанавливающие документы продавец вручил представителю фирмы, попросив побыстрее найти покупателя. Риэлторы рьяно рекламировали продаваемый объект, не жалея денег на телевизионную рекламу. После нескольких месяцев упорной работы покупатель был найден, квартира понравилась, сроки сделки и комиссионные – определены.
Но накануне оформления покупатель неожиданно попросил отсрочку на месяц, и продавец согласился на это. Предварительный договор фирмой был переписан, сроки отодвинуты, документы остались на хранении риэлторов.
Прошло две недели, и в квартире вдруг полным ходом развернулись ремонтно-строительные работы. Рабочих лично подгонял несостоявшийся покупатель. «Но зачем же вкладывать огромные средства в ремонт еще не купленной квартиры? Потерпел бы уже две недели!» – недоумевали риэлторы. Наивные: сделка уже была оформлена, только без участия фирмы и, естественно, комиссионных. «А как же документы, ведь они были на хранении у посредников?» – спросите вы. Ответ простой: для того покупатель и брал отсрочку на месяц, чтобы продавец получил дубликат своих документов. Войдя в сговор, они спокойно оформили сделку, цинично кинув посредников.
Нарядились для бандитов
Когда к брокеру Ч. обратились с просьбой помочь продать загородную виллу стоимостью в миллион долларов, у последнего это не вызвало оптимизма – такие объекты, да еще и накануне президентских выборов, продаются крайне плохо. Почти не веря в удачу, брокер принялся рекламировать дорогостоящий объект. И, о чудо, покупатель нашелся довольно быстро. Разузнав от брокера все подробности по телефону, он согласился покупать виллу «с закрытыми глазами», назначив день и час задатка.
Дабы не ударить в грязь лицом, брокер купил себе и своему помощнику хорошие костюмы, классную обувь, модные сорочки, стильные часы и настоящий французский одеколон. Все эти расходы, по расчетам брокера, покрывались в стократном размере обещанными комиссионными.
Наодеколонившись и одевшись с иголочки, посредники вместе с хозяином отправились на виллу, где в назначенный час должен был передаваться задаток. Сгорая от нетерпения, все ожидали приезда загадочного покупателя, который в телефонном разговоре отказался не только оставить номер своего телефона, но и представиться по имени-отчеству. Наконец к крыльцу подъехал легендарный «шестисотый», раздались неторопливые уверенные шаги и… неожиданно возникшие бульдогоподобные телохранители коротко и веско прохрипели: «Мордой к стене! Не шевелиться – пристрелим!». Затем знакомый вкрадчивый голос обратился к онемевшему от ужаса продавцу: «Вот вам моя визитка, позвоните… Но только бeз этих!» – и он указал на вдавленных в стену посредников.
И телевизор в подарок
Это произошло в 1997 году. Покупатель однокомнатной квартиры (сделка оформлялась на бирже) аккуратно расплатился с маклером, вручив ему, как и договаривались, 500 долларов комиссионных. Не успел маклер спрятать гонорар, как покупатель предъявил ему удостоверение инспектора налоговой службы. Был составлен акт, деньги изъяты, маклер задержан. Как потом выяснилось, страж закона был настоящим покупателем, просто он решил сэкономить деньги на комиссионных. Чтобы замять неприятности, директору пришлось преподнести в дар представителям закона новый импортный телевизор и, конечно, забыть про гонорар. С тех пор маклеры этой фирмы берут комиссионные исключительно в национальной валюте.
Подготовил Н. Вяткин
По материалам информационно-аналитического бюллетеня «Профи-Клуб»
КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА
Степан Глашин, доктор юридических наук, адвокат
Все эти истории связаны с одним – страстным желанием клиентов снизить издержки, сопровождающие сделки с недвижимостью. Любыми способами. Причем данная коллекция историй весьма пестрая: мы видим и чистую импровизацию (бабушка-торговка, не пожелавшая заплатить 100 долларов) и тщательно продуманную комбинацию (задержка сделки на месяц). По большому счету ухищрения клиентов, хоть и влетают в определенную копеечку, но все же довольно мелки по сравнению с той прибылью, которую приносит риэлторский бизнес. Заметьте, что риэлторы предпочитают все же не тратить драгоценное время на суды – выйдет дороже. Лучше это время посвятить новым сделкам, которые покроют убытки. А приобретенный отрицательный опыт тоже полезен. Хотя, как мне показалось, некоторые из этих эпизодов (наезд с телохранителями) уже ушли в историю вместе с малиновыми пиджаками и собачьими цепями.