15:09:13
22 ноября 2024 г.

Приманка для лоха

Снять недорогую квартиру в Москве очень сложно. Спрос превышает предложение в несколько раз. Но это не единственная проблема. Нередко дурят голову отчаявшимся нанимателям информационные агентства, которых в Москве сегодня уже несколько десятков. Доверчивых граждан они привлекают в свои сети кажущимся обилием квартир по минимальным ценам. Но насколько информация, выданная таким агентством, соответствует действительности? И вообще можно ли доверять подобным фирмам? Об этом мы и поговорим сегодня.Надувная технология
Впервые столкнувшись с необходимостью снять себе квартиру в Москве, вы можете стать невольной жертвой информационных агентств, промышляющих на рынке аренды. Купив газету, можно увидеть несколько сотен объявлений о сдаче квартиры внаем. Причем одно предложение будет лучше другого: однокомнатные квартиры от 100 до 150 долларов и комнаты от 50 до 100 долларов в месяц с телефоном, мебелью и хорошим ремонтом.
Но вселиться в такую квартиру вам вряд ли удастся. Как правило, ситуация развивается следующим образом. Вы платите деньги (примерно от 1000 до 2000 рублей), получаете адрес и телефон квартиры, и считаете, что переезд уже не за горами. Но оказывается, что телефон почему-то постоянно занят, или по этому адресу находится автомойка, или квартира уже давно сдана, или ее арендная плата в два раза больше, или… Вариантов здесь много. Поверьте, их продумали заранее. Вплоть до таких мелочей, как звонок хозяйке из офиса фирмы. На самом деле «хозяйка» сидит в соседней комнате.
Вы будете приходить в агентство снова и снова, и вам снова и снова будут давать адреса квартир. Тянуться это может до бесконечности, точнее до того момента, пока у вас просто не лопнет терпение. Обычно с момента первого обращения в такую структуру проходит примерно 1-2 недели. Примите также к сведению, что такие информагентства обычно имеют очень хорошую службу охраны, так что все скандалы решаются очень быстро, и не в вашу пользу. А деньги вернуть уже нельзя, так как договор составлен очень хитро.

Расплодившиеся поганки
Информационные агентства, предлагающие за деньги списки якобы сдающихся квартир, стали появляться на рынке аренды примерно с середины
90-х годов. В начале своего существования они собирали огромные очереди людей. Ведь желающих снять квартиру в Москве всегда было достаточно, а особенно по цене в два раза ниже рыночной, чем собственно и привлекали такие агентства.
Сегодня, по мнению экспертов, таких агентств в Москве примерно около 50. И плодятся они буквально как грибы после дождя. Ведь создавать особые условия»для своего «бизнеса» им не нужно. Первоначальный капитал сведен до минимума, вложений тоже практически не требуется: хорошая реклама не нужна, хороший офис – тоже. Люди и так придут, клюнув на заманчивые цены. То есть создать информационное агентство может любой авантюрист с достаточно ограниченными средствами.
Причина их появления и размножения очевидна. Арендные «лохотронщики» заняли свою нишу на рынке, спекулируя на огромной вилке между количеством предлагаемых квартир и – желающих снять эти квартиры. Честных информационных агентств на рынке аренды быть в принципе не может, по определению, в той нише, которую они себе сами определили. В самом лучшем случае, они продают информацию «минус» три дня, «минус» пять дней, но при том бешеном спросе, который существует сегодня на реальном рынке аренды, эта информация все равно будет устаревшей.
«Создание и поддержание базы сдаваемых внаем квартир в актуальном состоянии требует работы целого коллектива профессионалов и немало затрат, – говорит председатель комитета защиты прав потребителей риэлторских услуг МАГРа Михаил Гороховский. – Естественно, что информационное агентство не обладает ни первым, ни вторым».

Главное — не перепутать
«Здравствуйте, вы позвонили в агентство, слушаю вас», – так обычно звучит первая телефонная фраза. Что именно за агентство вас слушает, обычно не уточняется. Уточним мы. В таких случаях, как правило, потребитель натыкается именно на информационное агентство, а не на агентство недвижимости. А между ними существует не то чтобы разница, а настоящая пропасть. «Из тысячи людей, которые обращаются в информагентства, – рассказывает Михаил Гороховский, – половина вообще не знают, что есть другие риэлторские фирмы. Они искренне считают, что приходят именно в агентство недвижимости. Люди действуют по принципу: здесь дешевле, там дороже, пойду туда, где дешевле».
Чем принципиально отличается информагентство от агентства недвижимости? Фактически информагентство предоставляет только кусочек (и то протухший) из пакета услуг, который включает в себя полноценная риэлторская услуга. Помимо того, что риэлтор подберет, покажет, проконсультирует, поможет собрать документы, продать (купить) квартиру, так он еще и застрахует риски клиента. И, что немаловажно, с любыми конфликтами, которые могут возникнуть в будущем, можно будет обратиться в агентство. В риэлторскую услугу входит еще и гарантия со стороны агентства, что в случае, если клиенту «впаяли» квартиру, которую сдают не хозяева, а мошенники, то агентство ему возвращает все потерянные средства.
И получается, что предоставление информации о квартире – это всего лишь часть той полноценной услуги, которую оказывает агентство недвижимости. Хотя многим нанимателям часто кажется, что заветный телефон «хозяйки» – это единственное, что ему нужно для решения всех проблем с жильем.

Какой суд сделает это первым?
Естественно, что информационные агентства – это вид мошенничества, рассчитанный в первую очередь на людей с ограниченными средствами, которые, во-первых, «гонятся за дешевизной», а, во-вторых, хотят сэкономить на риэлторской услуге.
В результате, потеряв свои деньги и истратив немало сил и нервов, они все равно приходят в агентства недвижимости. В суд эти потерпевшие, как правило, не обращаются. В принципе, не так уж велика сумма, чтобы испытывать на себе все тяготы нашего судопроизводства. Да и информационные агентства, как правило, перестраховывают себя разными способами. Например, на 25 странице третьего приложения договора мелким шрифтом прописывают, что за достоверность информации они ответственности не несут. Так что к суду привлечь их очень сложно.
Иногда, правда, люди, «наколовшиеся» на бесплатный сыр в мышеловке информагентства, обращаются с жалобами в правоохранительные органы. Но ведь если информационные агентства существуют, значит это кому-нибудь нужно, или, как минимум, выгодно. Поэтому дела жалобщиков волынят и затаскивают так, что те, плюнув на потраченные деньги, бросают все судебные тяжбы. Что и нужно информационному агентству для процветания и безбедной жизни.
И в заключение подведем итог всему выше сказанному. На самом деле для того, чтобы бороться с информагентствами, не нужно придумывать велосипед. Каждое информационное агентство может быть закрыто на основании закона о защите прав потребителей за оказание недобросовестной, неполноценной услуги. Вопрос о том, какой суд сделает это первым и создаст прецедент, пока остается открытым.

Екатерина Крылова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация