Уложиться в срок давности
Какие существуют сроки исковой давности для обращения в суд с иском о признании сделки приватизации без участия прописанных несовершеннолетних детей недействительной?
Наталья Мыслицкая
Совсем недавно такой случай рассматривался в высшей судебной инстанции страны, и вот к каким выводам пришел Верховный Суд РФ (цитируем по Бюллетеню ВС РФ № 2 за 2009 год, Определение № 84-В08-4): отказ в удовлетворении иска о признании договора приватизации жилого помещения частично недействительным в связи с пропуском заявителем срока обращения в суд признан незаконным.
«А. обратилась в суд с требованиями о признании частично недействительным договора приватизации жилого помещения, регистрационного удостоверения и свидетельства о праве на наследство по закону, ссылаясь на следующее. В феврале 1994 г. ее родители, Б. и К., приватизировали занимаемую ими квартиру. На время заключения договора А. и ее брат (привлечен по делу в качестве третьего лица), будучи несовершеннолетними, в нарушение требований закона не были включены в состав собственников приватизируемого жилого помещения. В связи с этим А. просила включить ее в состав собственников спорного жилого помещения, признать частично недействительным регистрационное удостоверение от 15 марта 1994 г. о регистрации права собственности на квартиру за Б. и К. и свидетельство о праве на наследство по закону от 6 февраля 2007 г. в части указания в нем на принадлежность умершему 26 июля 2006 г. Б. 1/2 доли в праве общей собственности на названную квартиру.
Ответчица К. пояснила, что в иске следует отказать в связи с пропуском срока исковой давности, поскольку дочь с момента приватизации квартиры знала о том, что не включена в число собственников жилого помещения.
Решением районного суда иск удовлетворен в полном объеме. Суд кассационной инстанции решение районного суда отменил и по делу вынес новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказал в связи с пропуском истицей срока обращения в суд.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила определение суда кассационной инстанции, оставила в силе решение районного суда по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, А. обратилась в суд с требованием о признании договора приватизации квартиры от 23 февраля 1994 г. недействительным в части невключения А. в состав собственников приватизируемого жилья. Пленум Верховного Суда РФ в п. 6 постановления от 24 августа 1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) разъяснил, что договор, а также свидетельство о праве собственности по требованию заинтересованных лиц могут быть признаны судом недействительными по основаниям, установленным гражданским законодательством для признания сделки недействительной.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что срок исковой давности, определенный п. 2 ст. 181 ГК РФ, в данном случае должен исчисляться согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Как установлено по делу, истица узнала о том, что не включена в число собственников, после выдачи свидетельства о праве на наследство по закону после смерти отца – Б., а именно 26 июля 2006 г. В суд же она обратилась в феврале 2007 г., т. е. в пределах годичного срока.
С учетом изложенного у суда кассационной инстанции не имелось оснований, предусмотренных законом, для вынесения нового решения об отказе в иске.
Разберемся по-семейному
У моей подруги С. случилась такая история. С 1989-го по 2001 г. она состояла в браке с В., от которого имеет сына 1990 года рождения. В 1997 г. по договору купли-продажи супруги, их сын и дочь мужа от первого брака приобрели в общую собственность в равных долях квартиру в г. Москве.
В 1999 г. подруга, действуя в интересах несовершеннолетнего сына, продала принадлежащую ему 1/4 долю указанной квартиры мужу. Данная сделка была совершена, по мнению подруги, в нарушение п. 3 ст. 37 ГК РФ, в соответствии с которым запрещаются все возмездные сделки между подопечными, с одной стороны, и опекуном, его супругой и их близкими родственниками, с другой стороны. Теперь она в интересах несовершеннолетнего обратилась в суд с иском к мужу, его дочери от первого брака, Мосрегистрации, органу опеки и попечительства района Северное Бутово, паспортно-визовому управлению ГУВД г. Москвы, товариществу собственников жилья «Синяя птица» о признании недействительными договора купли-продажи 1/4 доли квартиры, государственной регистрации права собственности 1/4 доли квартиры, применении последствий недействительности сделки. Каковы ее шансы? Вправе ли вообще родители совершать сделки по отчуждению квартиры, принадлежащей их ребенку?
Светлана Кадыкова
Согласно п. 3 ст. 60 СК РФ при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (ст. 37 ГК РФ).
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 28 ГК РФ, к сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные пп. 2 и 3 ст. 37 названного Кодекса.
В силу п. 3 ст. 37 ГК РФ опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.
Получается, что к оспариваемой сделке не могут быть применены требования п. 3 ст. 37 ГК РФ, поскольку данной нормой установлены ограничения по совершению сделок опекунами или попечителями, то есть не родителями несовершеннолетнего. (А ваша подруга и ее муж – не опекуны, а именно родители ребенка.)
Однако такой вывод основан на неправильном применении нормы материального права и противоречит положениям п. 3 ст. 60 СК РФ и абз. 2 п. 1 ст. 28 ГК РФ, в соответствии с которыми к сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные пп. 2 и 3 ст. 37 ГК РФ.
Таким образом, совершая оспариваемую сделку, стороны были обязаны учитывать положения п. 3 ст. 37 ГК РФ.
Полагаем, что суд ваша подруга выиграет.
Жилье для учительницы
Сохранилось ли у учителей, работающих и проживающих в сельской местности, право на бесплатную жилплощадь с отоплением и освещением?
Алексей Каплиев из Подмосковья
В абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании» (с последующими изменениями) предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абз. 3 п. 5 ст. 55 названного Закона, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
В силу требований ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР (утратившего силу с 1 марта 2005 г. в связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) было предусмотрено, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов, пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Федеральное законодательство сохраняет для граждан – работников образования – льготы в натуральной форме. При этом ни ранее действующее, ни действующее в настоящее время федеральное законодательство не ограничивают указанное право педагогических работников ни размерами площади используемого ими жилья, ни нормативами потребления коммунальных услуг, ни количеством проживающих совместно с педагогическим работником членов семьи.
Таким образом, право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки, которая и должна предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Ответы подготовили юристы М. Бордукова, М. Болдинова, А. Дубасова, М. Зеленев, А. Маркова, В. Порубиновская.