Перестанет допекать опека
«КР» не раз писал о проблемах и конфликтах, возникающих с органами опеки и попечительства у семей с несовершеннолетними детьми, которые желают улучшить жилищные условия с помощью различных социальных программ московского правительства. Решается ли как-то вопрос «мирного урегулирования» на законодательном уровне или всякий раз с органами опеки необходимо разбираться в суде? Вилен».
– Разбирательств должно стать гораздо меньше. 19 февраля 2008 года принято постановление правительства Москвы № 118-ПП «О порядке предоставления согласия на обременение залогом жилых помещений, приобретаемых в рамках городских жилищных программ». Согласно этому документу, полномочия в сфере опеки и попечительства по выдаче предварительных разрешений опекунам совершать, а попечителям – давать согласие на совершение сделок по обременению залогом жилых помещений, приобретаемых в рамках городских жилищных программ с использованием заемных средств, возложены на Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.
Не путать с коммунальными услугами
«Можно ли рассматривать услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) как содержание общего имущества многоквартирного дома? В результате того, что ТБО относят к содержанию общего имущества, плата за их вывоз взимается не с одного человека, а с одного кв. метра жилплощади квартиры в составе средств, которые собираются на содержание и ремонт общего имущества. На наш взгляд, это неправильно.
Семья ИВАНОВЫХ».
– Содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, помимо прочего, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов (в том числе – отходов, образующихся в результате деятельности организаций или индивидуальных предпринимателей, которые пользуются нежилыми помещениями дома). Об этом сказано в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме (подпункт «д» п. 11), утвержденных постановлением правительства РФ № 491 от 13.08.2006.
Однако в структуру оплаты коммунальных услуг плата за сбор и вывоз твердых бытовых отходов не включена (ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса). Следовательно, вывоз ТБО не отнесен к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам ст. 157 Жилищного кодекса, а входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме. Ее размер определяется положениями ст. 156 ЖК РФ.
Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Это прямо отражено в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда (пункты 1.8, 3.7, 5.9 и др.), утвержденных постановлением Госстроя России № 170 от 27.09. 2003. Эксплуатация подобных объектов и оборудования, их ремонт и содержание осуществляются собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах.
Таким образом, сбор и вывоз ТБО, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома (приготовление пищи, ненужная упаковка товаров, уборка и текущий ремонт оборудования и помещений, в том числе предназначенных для обслуживания всего дома), являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
По учетной норме
«Я – военнослужащий, и хотел бы узнать, чем положено руководствоваться при определении того, прохожу ли я по «метражу» для постановки на учет. Что окажется решающим – учетная норма площади жилого помещения, установленная органом местного самоуправления, либо нормативно-правовые акты субъекта РФ, где я проходил службу?
Каракозов».
– Обратимся к ЖК РФ (п. 2 ч. 1 ст. 51). Нуждающимися в жилье, которое предоставляется по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями помещений по договорам социального найма (или членами семьи нанимателя) либо собственниками жилых помещений (членами семьи собственника) и обеспеченные общей площадью на одного члена семьи менее учетной нормы.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. И хотя п. 6 ст. 50 ЖК РФ предусмотрено положение, в соответствии с которым законами субъектов РФ для отдельных категорий граждан допускается установление иных учетных норм, данное положение к военнослужащим, проходящим службу на территории субъектов РФ, не применяется.
Кроме того, Жилищный кодекс не делает в этой части каких-либо исключений для граждан, обеспечиваемых жильем за счет средств госбюджета, в сравнении с гражданами, обеспечиваемыми жилой площадью из муниципального жилищного фонда.
Поэтому в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за четвертый квартал 2007 года (утвержден постановлением Президиума Верховного суда РФ от 27.02.2008) сказано: «при решении вопроса о признании военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий следует исходить из учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления».
И в городе, и на селе
«Можно ли претендовать на оформление имущественного налогового вычета по расходам на приобретение доли в жилом доме в сельской местности, а не доли в городской квартире?
Бобрышев».
– Положениями подпункта 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что имущественный вычет предоставляется в сумме, израсходованной налогоплательщиком – физическим лицом в период после 1 января 2005 года на приобретение доли (долей) в жилых домах и квартирах, но не более 1 млн. рублей.
Согласно ст. 15 и 16 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения, к которым относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Согласно п. 2 ст. 558 Гражданского кодекса РФ жилой дом, часть жилого дома или квартиры могут являться предметом договора купли-продажи, который считается заключенным с момента государственной регистрации.
В письме ФНС РФ № 04-2-03/003055 от 24.10.2007 отмечено, что для подтверждения права на имущественный вычет при приобретении доли в жилом доме налогоплательщик обязан представить в налоговый орган документы, подтверждающие его право собственности на часть жилого дома или долю в нем. Такими документами являются прошедший госрегистрацию договор о приобретении части жилого дома (доли в нем), а также план бюро технической инвентаризации (БТИ). План нужен для подтверждения того, что приобретенная доля (часть) дома является отдельным жилым помещением (имеется отдельный вход).
Итак, для того чтобы имущественный вычет на приобретение доли в жилом доме был предоставлен, эта доля должна быть предметом договора купли-продажи с отметкой о госрегистрации и являться отдельным жилым помещением.
Сосчитают всю собственность
«Мы вчетвером зарегистрированы в комнате площадью 19 кв. метров в коммунальной квартире. Двое имеют в собственности доли в других квартирах. Можем ли мы встать в очередь на улучшение жилищных условий?
Оксана Самохина».
– Для того чтобы вас поставили в такую очередь, на одного члена семьи должно приходиться менее учетной нормы общей жилплощади. Напомним, в Москве эта норма установлена в размере 10 кв. метров для отдельных квартир и 15 кв. метров – для коммунальных (ст. 9 столичного закона № 29 от 14.06.2006 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»).
Кроме того, в вашем случае будут применены еще и правила п. 2 ст. 51 ЖК РФ. При наличии у гражданина или членов его семьи нескольких жилых помещений (занимаемых как по договорам социального найма, так и принадлежащих им на праве собственности) определение уровня обеспеченности общей площадью осуществляется исходя из суммарной площади всех указанных помещений. Учету подлежат все жилые помещения, имеющиеся у членов семьи, включая и те, что находятся в других населенных пунктах, неважно – в Урюпинске или Нью-Йорке.
Убыл. Прибыл
«Могут ли предоставить военнослужащему жилье, ранее занимаемое другим военнослужащим, если оно передано в муниципальную собственность?
Семен шепотько».
– За военнослужащими и членами их семей закреплено право повторно заселять помещения, ранее занимаемые другими военнослужащими и освободившиеся за их выездом. Причем реализация этого права не зависит от принадлежности жилых помещений государственному жилищному фонду (п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих»). Исключение из этого правила составляют лишь помещения, находящиеся в собственности военнослужащих.
Стоит напомнить, что жилищный фонд в России включает наряду с государственным жилищным фондом и муниципальный, принадлежащий на праве собственности муниципальным образованиям (ст. 19 ЖК РФ).
Ответы подготовили юристы М. Бордукова, М. Болдинова, А. Дубасова, М. Зеленев, Н. Ларин, А. Маркова, И. Павловская, И. Порубиновская