Последствия неправового акта
Как бы сделать так, чтобы законы соблюдались, а права граждан не нарушались? Ну, хотя бы в жилищно-коммунальной сфере?По мнению Нелли Лукиной, председателя НП «Управдом» (Некоммерческое партнерство граждан и юридических лиц за сохранения жилища), которая готовит специальную брошюру на эту тему, метод один – активные шаги на правовом поле. В сторону решения проблемы. С помощью Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ (статья 11 «Судебная защита гражданских прав»). Можно, конечно, и с помощью жалоб, но это хуже. Жалобу рассмотрят и ответ напишут, но зачастую этот ответ к решению проблемы не ведет. А судебные решения надо исполнять. Хотят этого чиновные люди или нет.
В качестве одного из классических примеров торжества справедливости глава «Управдома» приводит решение Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 25 октября 2001 года. Этим решением был отменен пункт 6 постановления правительства Москвы от 17.04.2001 № 357. То есть, признан «противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению». Речь шла об ограничении права льготников по оплате жилищно-коммунальных услуг. В отмененном пункте говорилось:
«Принять к сведению, что льготы по оплате жилищных и коммунальных услуг в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами Пправительства Москвы могут быть реализованы только гражданами, имеющими обязанность по оплате этих услуг: нанимателями и совместно проживающими с ними членами их семей, а также собственниками жилых помещений независимо от вида жилищного фонда, в котором они проживают».
Суд же указал на то, что согласно действующему законодательству, льгота дается человеку (гражданину), а не нанимателю или собственнику. Поэтому и должна быть гражданином реализована. Что и было признано бесспорным.
Более «свежий» пример. Закон города Москвы от 11 марта 1998 г. № 6 «Основы жилищной политики города Москвы» со всеми последующими изменениями и дополнениями. На период реформы ЖКХ закон предполагает единую для всех норму оплаты за услуги по содержанию и ремонту дома. Вне зависимости, собственник вы или наниматель. Владелец одной квартиры или нескольких. Лишь бы общий размер владений не превышал социальной нормы площади жилья с добавкой 7 метров на каждого члена семьи (статья 19 пункт 2 закона). То есть для одного человека эта норма равна 40 квадратным метрам, для двоих 56 «квадратов», а уж если вас трое или больше, то – 25 кв. м на каждого. И платите вы за эти «квадраты» с учетом дотаций правительства Москвы. При этом, сколько в вашем распоряжении жилых помещений, на основании чего вы ими владеете, в каком из них зарегистрированы – все это значения не имеет. До тех пор, пока иное не будет предусмотрено федеральным законодательством.
Но вот постановление правительства Москвы от 29 апреля 2003 года № 300. Согласно ему получается, что оплачивать услуги по содержанию и ремонту общего имущества жилого дома с учетом льгот можно по ставкам правительства Москвы только имеющим «единственное жилье и зарегистрированным в нем». Во всех остальных случаях «при расчетах за услуги по содержанию и ремонту общего имущества жилого дома и отопления с гражданами, имеющими более одного жилого помещения или не зарегистрированными (прописанными) в нем, плата взимается исходя из фактических затрат по содержанию дома». Без учета того, что этими собственниками могут быть и дети, и пенсионеры, и инвалиды, ставшие владельцами жилья по наследству. То есть, появилась разница между «богатыми» и «бедными». «Богатые» – это те, у кого больше одной квартиры, «бедные» – у кого квартира одна. Эта единственная квартира может быть метров 400 или 500 по площади, но все равно одна. И за каждый метр ее владелец, если он на этих метрах прописан, будет платить меньше, чем обладатель малогабаритки, который в этой малогабаритке не прописан. Одним словом, закон действует, но почему-то выборочно. Тогда как должен быть един для всех. То есть любое вновь изданное распоряжение, постановление, акт и прочее не могут исправлять закон. Они же не могут ему и противоречить.
Насколько серьезны последствия принятия и последующей судебной отмены какого-либо несправедливого пункта или акта?
Прежде всего, от таких «перегрузок» страдают граждане. Ведь чтобы выиграть дело в суде, нужны нервы и время. «Попадают на деньги» и жилищные организации: ДЕЗы, ЖЭКи, ЖСК, ТСЖ и другие. А также городские центры жилищных субсидий. Получив решение суда, все они вынуждены заниматься перерасчетами. А городские структуры исполнительной власти должны изыскивать дополнительные средства, чтобы выполнить бюджетные обязательства.
Постоянно изменяющиеся платежи за ЖКУ наносят жилищным хозяйствам не меньший ущерб. На бухгалтерии обрушиваются перерасчеты. Жильцы нервничают, получая каждый месяц уведомления о возросших платежах. Иначе говоря, о постоянстве в этой сфере можно только мечтать.