22:12:22
21 ноября 2024 г.

Риэлтор или незнакомец

Разгневанный читатель Евгений Николаевич Савинов спрашивает в письме: «Почему риэлторским фирмам постоянно требуются агенты? В каждом номере газеты «Из рук в руки» я насчитал по 45 — 50 объявлений о том, что «агентству недвижимости требуется агент». Кстати, не указывая названия фирмы. Если у них такая текучесть кадров, то кого мы впускаем в дом, когда показываем квартиру, выставленную на продажу? Проверенного сотрудника агентства или незнакомца из проходного двора?»По просьбе редакции на заданные вопросы отвечает Григорий Полторак, президент Московской ассоциации-гильдии риэлторов (МАГР), директор агентства недвижимости «БЕСТ».
— Григорий Витальевич, так как все-таки: риэлторские фирмы в Москве — «проходной двор» или стабильные компании?
— Бывает и то, и другое. Я же могу судить только о порядочности и стабильности компаний, которые входят в Московскую ассоциацию — гильдию риэлторов. Но не все так плохо, настоящие «проходные дворы» среди фирм встречаются уже редко.
— Стало быть, все же есть пока и такие. По данным специалистов, до 80 процентов сделок с жильем на московском рынке совершается с участием риэлторов. Значит для продавца квартиры риск при ее просмотре может возрасти по милости агентства недвижимости, которому постоянно требуются все новые агенты?
— Конечно, при продаже и покупке жилых помещений полностью исключить риск никто не может, если изначально есть злой умысел. На деле же существует две основные причины, по которым фирмам постоянно требуются сотрудники.
Первая. Наша профессия — очень сложная, тяжелая, ответственная и эмоционально напряженная. С одной стороны, она требует высокой квалификации и крепких знаний в разных областях: в юриспруденции, маркетинге, экономике, финансах, в строительном деле, в экологии и психологии. С другой стороны, во многих риэлторских фирмах оплата труда сдельная, возможны периоды высокого заработка, но и длительного «застоя». Не все выдерживают столь специфические условия труда. Поэтому отсев и кадровые потери значительны даже в солидных и успешно работающих компаниях.
Вторая причина — желание привлечь клиентов, набирая для этого новых агентов, которые стараются, потому что получают свой процент с каждой заключенной сделки. Можно вкладывать деньги в создание имиджа фирмы, привлекательного для продавцов и покупателей жилья, рекламируя услуги, их высокое качество и надежность фирмы, а можно набирать неважно каких, но все новых агентов, поручая им поиск клиентов. Сначала новичок ищет их среди своих знакомых и родных, для которых он не кот в мешке и не человек из проходного двора. Они его знают и доверяют ему. Так что читатель тут не прав.
— Извините, но юридически подготовленный клиент обойдет стороной фирму, постоянно набирающую клиентов. Не потому ли такие агентства перестали называть себя, публикуя объявления о найме на работу?
— Возможно, вы правы, не знаю.
— Но ведь известно, что стабильно работающую фирму довольные клиенты передают из рук в руки своим знакомым…
— Такая практика широко распространена, и, разумеется, довольный клиент — самая эффективная реклама. Но вернусь к практике бесконечного набора агентов. Для большинства соискателей она немного обманная, ведь возьмут в штат только тех, у кого дело пошло. Впрочем, думаю, что для продавцов и покупателей жилья такая практика риэлторских фирм не опасна.
— Напротив! И вот почему. Исчерпав рыночный потенциал своих знакомых, новичок начинает искать клиентов (ему же нужно зарабатывать!) с помощью телефонного «обзвона» продавцов, рекламирующих свое жилье, неумело навязывая им свои услуги. Или расклеивает на водосточные трубы, двери подъездов, осветительные столбы объявления такого плана: «Срочно для сотрудников фирма купит квартиру в вашем доме (районе)». И порой даже забывает указать, какую именно квартиру — «двушку», «трешку» ли. А когда позвонишь по указанному телефону, диспетчер фирмы отвечает, что уже, к сожалению, квартиру купили, но у них много клиентов, и предлагает рассказать о своей квартире. Но ведь разумнее честно предлагать услуги своей фирмы, не так ли?
— Конечно, подобные объявления — приманка. Но в остальном вы не правы. Фирмы, как правило, не доверяют новичкам организацию просмотра квартиры. С клиентом, которого найдет новичок, работает постоянный сотрудник фирмы, а стажер-агент учится, присутствуя при этом. И если он усвоил хотя бы азы, тогда ему доверяют организацию просмотра квартиры. А дальше работает уже менеджер фирмы вместе с агентом.
— К сожалению, вы излагаете теорию в идеале. На практике же, как свидетельствуют письма читателей, новички-агенты приходят с покупателем в квартиру продавца, скажем так, без учителя. Неопытность распознается сразу, да многие и сами говорят о том, что только начинают работать и им поручили показывать квартиры. Такие тут же сообщают о том, что «завтра принесут задаток», не забыв поинтересоваться: «Будет ли кто-либо дома в то самое время?» Каково?
— При продаже квартиры риск «наводки» или кражи вовсе исключить нельзя. Продавцам жилых помещений полезно при просмотрах придерживаться правил безопасности. Например, назначать просмотр квартиры на время, когда дома есть еще кто-то. Если же продавец один, то очень полезно попросить соседа по площадке постоять на пороге своей квартиры и понаблюдать за происходящим. Всегда пропускайте посетителей вперед, а сами идите немного поодаль.
Но при злом умысле, повторю, и предварительный телефонный звонок агента продавцу, и предъявленная визитка риэлтора могут быть конспирацией. А по телефону паспорт не проверишь. Тем и хорош предварительный договор клиента с риэлторской фирмой на оказание услуг, что он позволяет клиенту лично познакомиться с агентом и менеджером, которые будут работать с ним. Если по какой-либо причине агент не понравился, клиент имеет право выбрать другого.
— Это хорошо, когда есть финансовая возможность оплатить услуги риэлторской фирмы. А если денег нет, как тогда быть?
— Тем, кто хочет надежности и поменьше риска, могу предложить: купите после продажи старой квартиры новую подешевле, чтобы остались деньги на оплату риэлторских услуг.
— А как насчет снижения комиссионного процента за риэлторские услуги? Сейчас фирмы берут в среднем от 6 до 13 процентов от стоимости сделки.
— Снижение стоимости услуг во время роста оборота на рынке жилья весьма проблематично. Труд риэлторский не имеет фиксированного рабочего дня, он очень нервный, так как клиенты разные. А им нужно понравиться. Многие хорошие специалисты, к сожалению, меняют профессию. Текучесть кадров больше, чем хотелось бы. Обучить же новичка профессии все равно, что выносить ребенка — требуется не меньше девяти месяцев.
— В нашей с вами беседе обозначились как бы две правды: с позиций риэлтора и клиента. Да и аргументы, пожалуй, равноценны по убедительности. А вы как полагаете?
— Однозначного ответа на вопросы, которые мы обсуждали, не существует.

Лидия Лукьянова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация