Петр Сапрыкин: «Столица должна стать лидером выполнения национального жилищного проекта»
На минувшей неделе прошло собрание хозяйственно-экономического актива Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, который подвел итоги работы за 2005 год, наметил задачи на текущий период. В зале собрались сотрудники департамента и окружных управлений, депутаты Московской городской Думы и студенты вузов – представители альтернативного правительства.В работе собрания приняла участие первый заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы Людмила Швецова. О том, что удалось сделать в прошедшем году, о роли и задачах департамента рассказал его руководитель Петр Сапрыкин.
По городским программам
Прошедший год был для коллектива департамента традиционно непростым. Несмотря на сложности, в рамках различных жилищных программ справили новоселье почти 29 тысяч семей москвичей.
Мы практически завершили обеспечение жильем всех очередников, отстоявших в очереди 20 лет.
В прошедшем году успешно реализовывались важнейшие жилищные программы: обеспечение жильем очередников, жителей ветхих, аварийных домов и пятиэтажек. Дальнейшее развитие получила система страхования жилья, приватизация, государственная регистрация прав города на жилые помещения, ликвидация коммунального заселения квартир, расселение рабочих общежитий.
В прошедшем году мы приступили к реализации совершенно новой программы – социальной ипотеки. С использованием ипотечного жилищного кредитования почти 800 семьям очередников предоставлена возможность приобрести квартиры по себестоимости строительства с рассрочкой платежа до 30 лет и процентной ставкой 10,5 процента в рублях.
В эксплуатацию введен новый уникальный информационный ресурс – Реестр объектов города Москвы в жилищной сфере. Он содержит 1 млн. 14 тыс. записей, которые отражают информацию о квартирах, принадлежащих городу и расположенных как в новостройках, так и в старых домах.
В связи с принятием нового Жилищного кодекса РФ была развернута серьезная работа по совершенствованию городского жилищного законодательства. Уже принят закон города Москвы «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях». Прошел первое чтение законопроект «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве». В ближайшее время в Гордуму будет внесен законопроект «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения». Заканчивается разработка закона «Основы жилищной политики города Москвы».
Много ли света в «одном окне»?
В повседневной практической работе с москвичами главный упор делался на внедрение строго регламентированного порядка взаимодействия с заявителями в режиме «одного окна». Цель организации этой службы – упростить жителям города сбор различных документов. Сейчас в режиме «одного окна» заявителям выдаются 11 видов документов. В течение года почти 215 тысяч москвичей обратились в эту службу нашего департамента. Но проблема в том, что отсутствие электронного документооборота и правовая неурегулированность статуса документов, полученных по каналам связи с использованием электронной цифровой подписи, отнимают слишком много времени у наших сотрудников. Иногда москвичам даже предлагают самостоятельно собирать необходимый пакет документов. Доля самостоятельно собранных гражданами пакетов доходит до 80 процентов.
Напряженная обстановка сложилась с приватизацией в режиме «одного окна». Из-за того, что федеральный центр определил срок окончания бесплатной приватизации 1 января 2007-го, поток заявок резко возрос. В прошлом году было приватизировано 180 тысяч квартир и комнат. Это в четыре раза больше, чем в начале этого десятилетия. Проблему пытаемся решить двумя путями: законодательной инициативы и увеличения численности сотрудников.
Про качество и сроки
К сожалению, и в 2005-м не удалось преодолеть некоторые узкие места. Мы который год говорим о неритмичности ввода жилья для реализации городских программ. В 2005-м около 50% планового объема квартир поступали только в четвертом квартале. Это создало предновогодний аврал в работе подразделений департамента. Если такова «объективная реальность», то невольно напрашивается вывод о необходимости перестроить нашу работу. Ведь, коль скоро финансирование стройки начинается в первом квартале года, какой смысл надеяться на ввод многоквартирного дома в первом полугодии? Другое дело, когда дом должен быть сдан под заселение еще в третьем квартале прошедшего года, а у него до сих пор нет крыши или коммуникаций.
Причина проблемы известна, и для ее устранения требуется наша активность. Адреса строительства за счет средств городского бюджета сейчас определяются по остаточному принципу. По ним либо отсутствует разработанная градостроительная и разрешительная документация, либо эта документация учитывает требования только коммерческого строительства и нуждается в коренной переделке.
Наши адреса должны определяться в приоритетном порядке не позднее, чем за три года до ввода объектов. Только в этом случае может быть обеспечен сетевой график проектирования и строительства, который поручил реализовать мэр столицы Юрий Михайлович Лужков. По-прежнему остро стоит вопрос о качестве построенного и переданного нам жилья. Невозможно переселить граждан, доказать нашу правоту в суде, если квартира не готова для заселения из-за отсутствия акта госкомиссии, а также ввиду строительных недоделок или брака. В подобных случаях надо более жестко применять штрафные санкции к нарушителям.
Вместе с депутатами
Важное направление работы департамента в истекшем году – конструктивное сотрудничество с депутатами Московской городской Думы, особенно с комиссией по жилищной политике и городскому хозяйству, комиссией по социальной политике. Совместно нами подготовлено несколько нужных городу законов. Однако проблемы в нормативном обеспечении остаются. Работа, связанная с подготовкой подзаконных актов, пока налажена плохо. Мы дожидаемся, когда закон вступит в силу, и только потом начинаем с нуля готовить документы по его реализации.
Жизнь не стоит на месте. За последние годы появились новые формы улучшения жилищных условий. Одна из задач, стоящих перед департаментом, переподготовка кадров. В условиях реформирования жилищной политики необходимо составить четкий план обучения, в том числе дистанционного, сотрудников подразделений департамента.
Важнейшая задача, стоящая сейчас перед департаментом, – способствовать созданию условий для развития самоуправления граждан в жилищной сфере. В прошлом году была продолжена работа по формированию имущественных комплексов в многоквартирных домах, по подготовке перечней общего имущества в многоквартирных домах, проведению информационно-разъяснительной работы с жителями, организации общих собраний собственников помещений по выбору способа управления. Оказывалось содействие в организации и деятельности товариществ собственников жилья и домовых комитетов. В работе по этому направлению есть несомненные успехи, но сделать предстоит еще очень много. Необходимо лучше взаимодействовать с территориальными органами власти по оказанию содействия ТСЖ и домовым комитетам в решении вопросов управления многоквартирными домами. Следует усилить разъяснительную работу с жителями.
Столица покажет пример
Москва должна стать лидером выполнения национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Для этого имеются объективные предпосылки: мощный стройкомплекс, развитый рынок жилья, система социальных жилищных программ. В ближайшее время нам необходимо разработать программу: «Москвичам – доступное и комфортное жилье», которая позволит скоординировать существующие в городе строительные и жилищные программы с федеральной целевой программой «Жилище». Она также должна объединить существующие городские жилищные программы и распространить их действие не только на очередников, но и на другие категории москвичей.
Законы готовим вместе
Степан Орлов, председатель Комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и коммунальной реформе:
– Сегодня можно смело сказать: Москва создала действительно социально ориентированную жилищную политику. Главная проблема, с которой мы столкнулись, это вступление в силу нового Жилищного кодекса. Хотя столица активно участвовала в его разработке, большинство наших предложений учтено не было. Тем не менее, закон принят, и мы вынуждены его выполнять.
Правительством Москвы разработан и внесен в городскую Думу ряд законопроектов. Один из них уже принят. Это закон о «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях». Закон начал работать, и первые вопросы, связанные с его применением, уже возникают.
Я согласен с тем, что надо более оперативно готовить нормативные и подзаконные документы. Также необходима подготовка методических рекомендаций не только для работников департамента, но и для жителей. У москвичей этот закон вызывает немало вопросов. Нужно вспомнить практику разработки методических рекомендаций по монетизации льгот. Что касается закона о признании граждан малоимущими, то здесь также нужно подготовить простые методические рекомендации, которые будут понятны любой пенсионерке.
Теперь о законах, которые планируется принять в Мосгордуме. На рассмотрении находится закон об обеспечении прав граждан при переселении, на подходе новая редакция закона об основах жилищной политики и закон об обеспечении прав граждан на жилые помещения. Все эти документы должны создать новую систему обеспечения прав москвичей на получение жилья. Кроме этого, наша комиссия планирует в ближайшее время рассмотреть закон о паспортизации жилого фонда. Документ важный, он связан с вопросами эксплуатации жилого фонда.
Городская Дума выступила с инициативой продлить сроки приватизации. Надеюсь, что Государственная Дума прислушается к нашим предложениям. Вместе с тем необходимо быть готовыми к другому процессу, который каждый год будет набирать силу – к деприватизации.
Самые полные и свежие данные
Александр Павлов, начальник Управления реестров объектов собственности:
– Особенности реестра объектов собственности заключаются в том, что он является одновременно и правовым, и информационным ресурсом. Учет данных в нем основывается на правоустаналивающих документах, а также сведениях официальных федеральных и городских информационных ресурсов.
Сейчас прорабатывается вопрос о возможном включении данных реестра в архив Москвы. Ведь в реестре сегодня собраны наиболее полные сведения о жилых объектах, находящихся в собственности города. По состоянию на 1 марта 2006 года, учтено 1 миллион 14 тысяч квартир. Учетные данные ежедневно обновляются. Теперь в реестре можно оперативно получать не только полную, но и актуальную информацию об объектах собственности.
Приватизацию – продлить!
Наталья Купленова, заместитель начальника Управления департамента в Центральном округе:
– Я отвечаю в Центральном округе за вопросы, которые касаются приватизации, и буквально каждый день сталкиваюсь с негативной реакцией москвичей на искусственно созданный ажиотаж, на резкое ограничение в сроках. Разумеется, эти сроки необходимо продлить. Кроме того, я сторонник того, чтобы людям, получившим жилье до 1 марта 2005 года, сроки приватизации вообще не устанавливались.
Теперь о работе нашего округа. В ЦАО сегодня приватизировано 77 процентов жилого фонда. Это более высокий показатель, чем в целом по Москве. В последние годы процесс приватизации для граждан существенно упростился: не надо стоять в многочасовой очереди, достаточно кому-то из семьи прийти с ксерокопиями паспортов и свидетельствами о рождении детей, и сотрудники «одного окна» решат все вопросы. Сроки нам установлены жесткие – два месяца. И в эти сроки мы укладываемся. Мы полностью поменяли нашу компьютерную технику. Разработана удобная программа, создана локальная сеть. Непосредственно в отделе приватизации организован прием нотариуса.
Ни дня без суда…
Владимир Смирнов, руководитель правового управления департамента:
– Важное направление работы юристов нашего управления – правовое обеспечение департамента и работа в судах.
Всего юристами департамента в суды было подано 1 813 исковых заявлений. Из них 453 – встречных исковых. Из всех поданных заявлений лишь в 51 случае наши требования суд не удовлетворил.
Еще цифра. Мы имеем 1 669 удовлетворенных исков, когда департамент привлекался в качестве ответчика. Почти в 2 000 случаях суд отказался удовлетворить наши требования. Эта проблема нуждается в изучении, предстоит разобраться, почему мы соглашались с судами, не обжаловали решения в судах высшей инстанции. Возникает и такой вопрос: нужно ли вообще доводить дело до судебного разбирательства?
Еще цифры. За прошедший год юристы 20 370 раз представляли интересы департамента, правительства Москвы и мэра в судах общей юрисдикции. Практически каждый юрист присутствовал в суде каждый день.
Не забывать о пожилых
Михаил Антонцев, председатель Комиссии Мосгордумы по социальной политике и трудовым отношениям:
– В последнее время мне гораздо проще стало отвечать на вопросы избирателей, поскольку у меня под рукой оказался документ, подготовленный Управлением департамента в Южном округе – четкая информация о количестве очередников, их пофамильный список, кто за кем стоит. Такая информация нужна не только депутатам МГД, но и депутатам муниципальных собраний, ведь она заметно сокращает число обращений граждан.
Проблема приватизации имеет, как известно, массу аспектов. Думаю, стоит уделять больше внимания одному из них – работе с пожилыми, особенно одинокими, москвичами. Нередко люди старшего поколения, поддавшись общим настроениям, спешат стать собственниками жилья, а потом сталкиваются с тем, что им не по средствам его содержать. Этой ситуацией в своих корыстных целях тут же пытаются воспользоваться всевозможные фирмы и фирмочки, деятельность которых не находится под контролем каких-либо государственных органов.
Вопрос более чем серьезный, и мы будем рассматривать его на заседании нашей комиссии.
Очередникам выгодно
Дмитрий Будаков, генеральный директор, председатель правления коммерческого банка «Московское ипотечное агентство»:
– В прошлом году стартовала программа социальной ипотеки. Кроме того, было отлажено взаимодействие между департаментом, ГУП «Агентство по реализации жилищных займов и субсидий» и нашим банком. Первые кредиты уже выданы. Плюс видится в том, что нам удалось сделать эту процедуру рыночной, поскольку ставки по ипотечным кредитам стали меньше уровня инфляции. Это именно та задача, которую ставил перед нами мэр, и которая в прошлом году была решена.
Напомню, по социальной ипотеке ставка составляет всего 10,5 процента в рублях. Людям, покупающим по этой программе у города квартиры, жилье в итоге обходится дешевле. С мая прошлого года два варианта кредитов 10 и 20 лет расширены до четырех – 10, 15, 20 и 30 лет. Неудивительно, что социальная ипотека пользуется большим спросом.
Всего сегодня совместно с департаментом мы обработали более 2 000 заявлений очередников, которые хотели бы участвовать в этой программе.
Великое переселение
Татьяна Геворкян, начальник отдела переселения Управления департамента в Западном округе:
– В соответствии с городской программой в Западном округе в 2005 году переселили 27 домов. На 2006-й запланировано переселение 47 домов, более 4 000 семей. В период с 2007 по 2010 год мы должны будем отселить не менее 50 домов. Это самое большое переселение в городе! В связи с этим, в первую очередь предстоит решить проблему неритмичного поступления площадей, которая возникает из-за того, что строителями неравномерно сдаются дома. В итоге нам не хватает двухкомнатных квартир для переселения, зато наблюдается избыток однокомнатных.
Хотелось бы пожелать, чтобы при заключении инвестиционных договоров те инвесторы, которые работают добросовестно, вовремя сдают дома, и дальше работали в округе. В то же время, некоторые инвесторы сдают дома не только низкого качества, но и плохой планировки. Жалобы жителей не позволяют осуществлять переселение в установленные сроки. Проблемы возникают и из-за плохой планировки квартир. Эту проблему тоже давно пора решать.
Жилищные программы сегодня и завтра
Людмила Швецова, первый заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы, руководитель Комплекса социальной сферы:
– Департамент занимается сложной и животрепещущей проблемой городской жизни. Конечно, власть должна лечить, учить, защищать, и нам это удается. Также власть должна защищать право человека на жизнь в человеческих условиях. В 2005 году получили квартиры очередники с 20-летним стажем. Понимаю, что к этому факту относиться можно по-разному, но на самом деле мы не бросили москвичей, которые 20 лет назад встали на учет в совершенно иной стране и условиях. Город выполнил свои обязательства по отношению к этим людям.
К числу важнейших событий 2005-го следует отнести внедрение программы предоставления жилья по социальной ипотеке. Мы прошли трудный путь от создания пакета документов до понимания работниками городских структур и просто москвичами того, что это такое.
В текущем году программа социальной ипотеки будет активно развиваться. Реализация этой программы позволит увеличить количество ежегодно выдаваемых в городе ипотечных кредитов с 4,4 тыс. в 2004 году до 33 тыс. в 2009 году. Стоит еще раз сказать о важности этой формы работы: социальная ипотека не только позволяет обеспечивать жильем нуждающихся, она является экономически обоснованной. Ведь объединяются возможности граждан и государства.
В минувшем году получила дополнительное развитие программа «Молодой семье – доступное жилье». Созданы все нормативные документы. Сегодня в этой программе участвуют около 9 000 молодых семей. А тех, кто хочет участвовать, еще больше. Эту программу надо развивать и дальше.
Очень серьезная работа, которая сейчас разворачивается, – создание условий для развития самоуправления граждан в жилищной сфере. Нам предстоит добиться того, чтобы жители города стали по-настоящему активными участниками процесса управления своим жильем.