Жилищный кодекс снова меняется
После вступления в силу нового ЖК в Госдуму стали обращаться жители разных городов России. Люди на практике примеривают, как будут работать нормы ЖК, замечают какие-то неточности, вносят свои предложения. Сегодня мы обсудим поправки, которые необходимо внести в жилищное законодательство в первую очередь.Окончание. Начало в № 23
Наш проект поправок к ЖК направлен на защиту конституционного права граждан на жилище, устранение нарушений Конституции РФ, противоречий с Гражданским кодексом РФ. Этот проект поддержали независимые депутаты, депутаты от КПРФ и фракции «Родина».
Нельзя избавиться от бывшего супруга, продав квартиру
Начнем с нормы, которая вызвала острую дискуссию в обществе. В статье 31 (часть 4) кодекса отмечено, что право пользования жилым помещением не сохраняется за бывшим членом семьи собственника. Но есть исключения. Суд может принять решение о сохранении права пользования или обязать собственника обеспечить бывшего члена семьи другим жильем. (Кстати, статья 31 не может быть применена к тем, кто вместе с собственником помещения имел равные права пользования в момент приватизации, но отказался от нее). Тем не менее, есть в статье 31 часть 5, где говорится, что до истечения срока, определенного судом, «право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника прекращается одновременно с прекращением права собственности на данное жилое помещение этого собственника или, если отпали обстоятельства, послужившие основанием для сохранения такого права». Имеется в виду, что собственник может продать квартиру, и тогда не только бывшие члены семьи, но и нынешние окажутся на улице. Мы предлагаем исключить слова «одновременно с прекращением права собственности на данное жилое помещение этого собственника». И тогда остается корректная формулировка: до истечения указанного срока право пользования может быть прекращено, если отпали обстоятельства, послужившие основанием для сохранения такого права.
Помимо этого вносим изменения в статью 292 (часть 1) ГК. Пункт 4 этой статьи дополняем абзацем: «Отчуждение жилого помещения, в котором проживают бывшие члены семьи собственника, в отношении которых у собственника жилого помещения имеются обязательства по сохранению права пользования жилым помещением или обеспечению иным жилым помещением на праве самостоятельного пользования в соответствии с законом или на основании судебного решения, допускается после исполнения таких обязательств». Иначе бывшему супругу будет бессмысленно обращаться в суд.
Включить в цену стоимость ремонта
Еще один существенный момент. Предлагаем в тех случаях, когда дом не ремонтировался, а его уже сносят, так как земельный участок потребовался для государственных или муниципальных нужд, вспомнить об неисполненных обязательствах государства. В выкупную цену квартиры включить стоимость непроизведенного капитального ремонта. (Статья 32, часть 7). Таким образом, рыночная стоимость старой квартиры сравняется с рыночной стоимостью отремонтированной. Справедливо.
А что такое «коммунальная квартира»?
В ЖК используется понятие «коммунальная квартира», а его определения нет. Вносим в кодекс определение, что такое квартира коммунального заселения или коммунальная квартира.
В старом ЖК РСФСР говорилось о квартирах, заселенных несколькими нанимателями по отдельным договорам. Статья 46 устанавливала порядок заселения освободившихся в квартире жилых помещений: «Освободившееся изолированное жилое помещение в квартире, где проживает несколько нанимателей, должно предоставляться проживающим в этой квартире гражданам, нуждающимся в жилых помещениях…». В неявном виде, но такое определение коммунальной квартиры давалось.
Сейчас ситуация изменилась. Во-первых, не только наниматели живут в коммунальных квартирах, но и собственники. После принятия Конституционным судом РФ соответствующего решения были внесены изменения и в закон о приватизации. Приватизация комнат в квартирах коммунального заселения была разрешена. В этих квартирах сейчас есть и собственники и наниматели, и только собственники, и только наниматели. Все три комбинации имеют право на существование.
Мы в проекте даем определение: «Квартира коммунального заселения (коммунальная квартира) – квартира, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), принадлежащих двум и более пользователям и/или собственникам, не являющимся членами одной семьи, на основании отдельных договоров, сделок, иных действий, предусмотренных законодательством». Основной признак – заселение квартиры.
Еще одна важная поправка. Складывается впечатление, что, исключив из ЖК норму о возможности заключения отдельного договора найма, хотят сделать вид, что у нас не будет новых квартир коммунального заселения. Чтобы в семье ни произошло: дети вступили в брак, появились новые семьи, родились дети, супруги расторгли брак (очевидно, что это бывшие члены семьи), тем не менее, эта квартира не будет признаваться коммунальной. Хотя в действительности – это «коммуналка». И все-таки по существу, если люди не являются членами одной семьи и занимают комнаты на основании договоров, сделок, например, раздела имущества, предусмотренных законодательством, эта квартира будет признаваться коммунальной.
Сдавая внаем, спросите соседа
И тут же вслед мы предлагаем поправку: «При передаче внаем жилого помещения в квартире коммунального заселения требуется согласие всех собственников и иных граждан, обладающих самостоятельным правом пользования жилыми помещениями в этой квартире». Это дополнение к статье 42 «Определение долей в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире» (часть 7). Здесь идет речь о собственниках комнат. Почему это важно? Для нанимателей такая норма есть в ЖК (статья 76, часть 2). «Для передачи в поднаем жилого помещения, находящего в коммунальной квартире, требуется также согласие всех нанимателей и проживающих совместно с ними членов их семей, всех собственников и проживающих совместно с ними членов их семей». Очевидно, что должна быть симметричная норма для собственников, иначе это нелогично. А обращений граждан по этому поводу очень много. Не должно быть половинчатого регулирования этого вопроса.
Чтобы не плодить «коммуналки», надо снять ограничения
Еще одна проблема, касающаяся коммунальных квартир. Ранее действовавшее законодательство, а именно статья 16 закона «Об основах федеральной жилищной политики» при освобождении комнаты в коммунальной квартире не содержала ограничений по выкупу комнаты. Тем более, что всех это устраивало. Выкупали по рыночной стоимости, а не по оценке БТИ, деньги шли в бюджет, а квартира переставала быть коммунальной. Что получается сейчас? Мало того, что сначала эту норму выбросили вообще из кодекса, потом вернули, но в усеченном варианте. Теперь если у вас больше нормы предоставления хотя бы на метр, то вы не сможете выкупить комнату соседа в «коммуналке». И коммунальное заселение этой квартиры сохранится. Такая норма направлена на консервацию коммунального заселения квартир, что противоречит нормальной политике и здравому смыслу. Мы предлагаем снять это ограничение. В статье 59, часть 3 слова, «которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления» заменить словами «проживающим в этой квартире».
Кого считать малоимущим?
Очень важный вопрос: кого считать малоимущими при постановке на учет? В кодексе должен быть критерий, ориентир. Предлагаем относить к малоимущим тех, у кого совокупный семейный доход и стоимость имущества, подлежащего налогообложению, за вычетом прожиточного минимума, не позволяет приобрести жилое помещение по нормам предоставления при оказании максимальной помощи семье в порядке и на условиях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации. (Дополнение в статью 49, часть 2). В Москве предоставляют 90%-ю субсидию, в других регионах – продажа с рассрочкой платежа или субсидия 70%. (Надо иметь в виду, что эта субсидия на покупку жилья, а не на оплату жилищно-коммунальных услуг, на которую может претендовать более узкий круг граждан, люди с очень низкими доходами.) В каждом субъекте Федерации есть своя программа максимальной помощи гражданам для приобретения жилья.
Необходимо вернуть в ЖК норму предоставления
Неоднократно мы говорили, что содержащаяся в проекте ЖК минимальная норма предоставления была выброшена, дабы не возлагать обязательства на федеральное правительство. Бедным регионам без помощи федерального бюджета с этой проблемой не справиться. И уже идут разговоры, что в регионах норма предоставления будет 12–14 кв. м общей площади на человека, а то и меньше. Мы считаем, что необходимо вернуть в ЖК (статья 50, часть 2) норму предоставления, которая по проекту должна была составлять не менее 15 кв. м общей площади на человека.
В Москве нельзя будет опуститься ниже нормы предоставления 18 кв. м общей площади на человека, потому что это записано в законе города Москвы «Об основах жилищной политике в городе Москве». Но в бедных регионах учетная норма не такая, как в столице (напомним, в Москве она – 10 кв. м общей площади на человека в отдельной квартире и 15 кв. м – в квартире коммунального заселения). Понятно, что сделать норму предоставления ниже учетной нельзя, а если учетную норму можно установить меньше, то и предоставить можно меньше.