Политическое безволие ведет к бомжеванию
Заплатил деньги, купил квартиру, а потом тебя же таскают по судам и пытаются отнять то, за что ты только что выложил огромную сумму.Почему? Потому что у нас добросовестный приобретатель недвижимости законодательно защищен лишь формально. А на деле – нет. Официальной статистики о потерпевших не имеется. Но по размеру страховых взносов, устанавливаемых компаниями при страховании рисков утраты права собственности, можно косвенно судить о том, сколько сделок суды признают недействительными. Примерно четыре сделки из тысячи. Но это – судьба десятков семей.
Может ли добросовестный риэлтор защищать своих клиентов от таких случаев? Риск все равно остается. Например, может воскреснуть уже опознанная и похороненная сыном мама-алкоголичка, якобы попавшая в ДТП, а на самом деле бомжевавшая многие месяцы. Ее интересы при продаже квартиры не были учтены. Или «вдруг» объявится после смерти папаши его 55-летний сынок-инвалид от первого брака, о существовании которого вторая семья и не знала. А он – законный наследник. В первые годы квартиры приватизировали с нарушением прав несовершеннолетних детей, а потом продавали. Став взрослыми, дети предъявляют свои права.
Законодательно такие ситуации урегулированы так, что, защищая права и интересы одного лица, суд неизбежно ущемит права другой стороны. Разрешить эту проблему без сторонних денег невозможно. Допустим, суд вынес решение – вернуть деньги покупателю, но к тому времени у продавца их уже нет. И неизвестно, с кого можно взыскать. Во всем мире такой риск страхуют.
Более того, его как бы и вовсе нет для добросовестного покупателя в странах Европы. Государство, ведущее единый реестр собственности (у нас это органы госрегистрации), возмещает ущерб добросовестному покупателю жилья, а потом взыскивает сумму ущерба с виновных, и главное – добросовестный приобретатель не остается на улице.
У нас же все иначе, хотя документы для продажи квартиры выдают ДЕЗы, РЭПы, БТИ, паспортные столы, органы опеки и попечительстваѕ Государство регистрирует права на объекты недвижимости. Все эти организации действуют от имени и по поручению государства, но при этом не несут никакой ответственности за доброкачественность прав, подтверждаемых в выданных ими документах. Абсурд!
На сегодня существует несколько законопроектов, которые пытаются выстроить систему защиты прав добросовестного приобретателя. И чтобы какая-нибудь из них скорее заработала, нужно одновременно и много, и мало – политическая воля.