Без денег власти не бывает
Конечно, глобальными вопросами должны заниматься лучшие умы там, наверху. Но проблемами дворов, домов, тем, с чего, собственно, и начинается Родина для каждого жителя, лучше решать снизу – органам местного самоуправления в связке с населением.
В этой связи передачу государственных полномочий по контролю в сфере ЖКХ муниципальным образованиям можно рассматривать и так: на местное самоуправление возлагается ответственность за решение ключевого направления стратегии. Улучшится ли от этого качество и комфортность проживания в Москве? И что может сделать муниципальный депутат?
В свое время префект одного из округов погорел за идею создания вместо 10 столичных префектур муниципальных образований со своими представительным органами – думами. При этом выстраивалась бы система наполнения бюджетов десяти округов и всей Москвы в целом. Чиновник лишился должности, а ведь идея-то была хорошая.
Почему вспомнила об этом случае? Да потому, что исполнение новых полномочий напрямую зависит от бюджетов муниципалитетов. Консолидированный бюджет США состоит из трех уровней. Местный уровень составляет около 50%. В среднем по России – это около 10%, а в Москве менее 3%. Когда местное самоуправление владеет половиной финансов, то еще можно говорить об его значимости. Но если у него 3-10%, то в управлении городом оно никакой роли не играет, как и не имеет никакого влияния на качество жизни.
После передачи им весомых полномочий муниципалитеты могут столкнуться с кадровой проблемой. Муниципальные депутаты работают в Москве бесплатно, только один человек – глава муниципального образования является государственным служащим. Но один он не может разбираться в опеке и попечительстве и в ЖКХ одновременно. С передачей полномочий в муниципалитеты должны прийти профессионалы, но…
Профессор кафедры местного самоуправления Высшей школы экономики Елена Шомина, узнав, какие новые полномочия пали на плечи муниципалитетов, испытала ужас и страх за депутатов:
– Только единицы из них могут получать зарплату – это 1-2 депутата на район. А новые полномочия, особенно в сфере ЖКХ, колоссальные. Если допустить, что депутат ответственно отнесется к контрольным и организационным задачам в сфере ЖКХ, то ни о какой его профессиональной деятельности по основному месту работы, где он получает зарплату, не может быть и речи.
Может ли муниципалитет повлиять на качество капремонта жилищного фонда в Москве, если он только согласовывает адресные перечни, но к оплате работ никакого отношения не имеет? Сегодня деньги из бюджета поступают через Департамент капитального ремонта города Москвы в префектуры и дальше до исполнителя. Вроде бы уже то хорошо, что муниципалитеты включены в процесс, а ведь раньше им могли сказать – не ваше дело.
Без денег такими же условно-половинчатыми оказываются и другие полномочия. В плане согласования объектов строительства – для девелопера это еще одно место, куда надо прийти и как-то решить проблему. Для управляющих организаций теперь понятно, что появился еще один орган, с которым, как минимум, не стоит ругаться.
В сфере градостроительства городская администрация предложила согласовывать вопросы строительства культовых сооружений и народных гаражей, а также инфраструктурных сооружений общей площадью до 1,5 тыс. кв. м. А как депутат может определить, нужен ли этот объект здесь или в другом месте, если он не понимает механизма целостного развития района? На это в городе существует коллегиальный орган – земельная комиссия, без мнения которой не утверждается ни одного градостроительного и земельного решения. В этой ситуации единственное, что может муниципальный депутат – высказать свое мнение.
Тем не менее, заместитель председателя муниципального собрания внутригородского муниципального округа Войковское Александр Закондырин считает, что передача полномочий по благоустройству, капремонту и контрольных функций по отношению к местным чиновникам повышает роль муниципальных депутатов, дает повод серьезней относиться к ним как со стороны управ, префектур, так и со стороны управляющих организаций, которые понимают, что теперь местные депутаты вовлечены в процесс принятия решений. И если они что-то говорят, то стоит к этому прислушаться. Тот же глава управы должен понимать, что если раньше он был царь и бог на своей территории и считал депутатов этаким приложением к себе, то сейчас эти депутаты могут его отправить в отставку.
Сейчас механизм принятия решений по благоустройству выглядит следующим образом: чиновники утверждают адресный перечень территорий для благоустройства, готовятся сметы размером с том, которые сложно даже прочитать и тем более в них разобраться. А должен быть запущен обратный механизм. Граждане высказывают свои мнения о том, что они хотят видеть у себя во дворах. Чиновники их предложения обсчитывают. Депутаты за этот перечень голосуют. Пусть не на все хватит средств, но если «плясать» от мнения населения, а не от желания чиновников, то результаты не заставят себя ждать.
Председатель Комитета по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Торгово-промышленной палаты РФ Андрей Широков высказался более категорично о передаче новых полномочий органам местного самоуправления:
– Как муниципалитет может повлиять на коммунальные предприятия, если МОЭК – предприятие городского подчинения, Мосводоканал – также единая городская структура? Разделить по районам ее невозможно, потому что она имеет единую сеть, построенную еще с 1936 года. Канализационная, ливневая система также городская. И поэтому когда говорят о передаче функций ЖКХ местному самоуправлению, я задаю себе вопрос: а какие функции им могут пока дать? Писать письма, чего-то требовать и только! Какие им могут дать функции по жилищной хозяйству, если у муниципалитета нет никакой собственности в домах и никакого отношения к многоквартирным домам муниципалитет не имеет. Передача полномочий по ЖКХ на муниципальный уровень – это просто перебрасывание больной темы на тех, кто не владеет ни кадрами, ни пониманием того, как правильно это все делать.
Может ли житель Москвы воспользоваться своим муниципальным депутатом для того, чтобы повлиять на процесс принятия решений по благоустройству двора или по капремонту дома? На конкретного депутата воздействовать, конечно, можно. Он живет в соседнем дворе, его легко найти и увидеть – в этом прелесть местного самоуправления. Но полномочия передаются не депутату, а коллегиальному органу в виде муниципального собрания. Если оно примет решение, то депутат может лишь куда-нибудь писать о своем несогласии. Но он мог и раньше писать сколько угодно, кому угодно, у него это право было всегда, даже когда не было никаких полномочий.
Когда говорят о муниципальном самоуправлении, большей частью имеют в виду муниципальное управление – управленческую единицу, приближенную к земле. На самом деле, местное самоуправление должно идти от активности жителей.
Собственно, местное самоуправление и самоорганизация – это когда мы организуем сами себя для решения своих же проблем. Существует много современных социальных технологий вовлечения жителей в управление. Но, по мнению Елены Шоминой, социальным организатором должен быть муниципальный депутат. Маленький пример самоорганизации на уровне микрорайона из Англии. Собираются группы пожилых людей и каждый день гуляют по своему микрорайону. Они договорились раз в неделю осматривать свой микрорайон и давать властям претензии. Для них это не трудная работа. Но они точно знают, что их голос будет услышан. Люди просятся в такие группы. И даже есть конкуренция среди желающих войти в эту гуляющую комиссию.
Сейчас никто из жителей Москвы не может повлиять, к примеру, на плохого главврача районной поликлиники. Очевидно, что финансирование социальной инфраструктуры должно быть городским, а кадровые вопросы – назначение главврачей, директоров школ, то есть тех людей, которые эти ресурсы используют – хорошо или плохо – это уж точно должны быть в ведении местного самоуправления. Вот тогда, если поликлиника плохо работает, и главврач не выполняет своих функций, то местное самоуправление сможет его снять.
Борис Немцов рассказал в одной из своих книг байку о посещении вместе с Борисом Ельциным одной из скандинавских стран. Руководитель страны, сидя с Ельциным на приеме рассказал, что у него помимо государственного жилья есть квартира в городе, где он иногда ночует. Но каждое утро в 5 часов его будит муниципальный автобус. Ельцин предложил: «Ну, ты перенеси эту остановку»! А тот говорит: «Не могу – это решение муниципалов». Вот к чему мы должны по-хорошему стремиться.