00:06:14
22 ноября 2024 г.

Нам важней изобрести велосипед!

ЖКХВ Европе вопрос о том, как лучше организовать и профинансировать капитальный ремонт жилищного фонда, давно снят с повестки дня. Почему бы России не воспользоваться опытом бывших социалистических стран, имевших сходные стартовые условия перед началом реформ?

Для стран, достигших заметных успехов как в реформировании системы управления приватизированным жилищным фондом, так и в реновации (капитальном ремонте и приведении жилых зданий в состояние, соответствующее современным требованиям, включая энергоэффективность), характерны сбалансированное законодательство, последовательная государственная и муниципальная политика и наличие мер государственной поддержки собственников жилья.

Законодательством стран с лучшим опытом реновации приватизированного жилищного фонда установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов по содержанию в надлежащем состоянии своих помещений и общего имущества в МКД. Государство (муниципалитет), передав квартиры в собственность граждан, более не несет ответственности за капитальный ремонт дома. Собственники помещений в каждом доме обязаны создать фонд ремонта, из которого должны оплачиваться все расходы, связанные с ремонтами и другими мероприятиями по улучшению состояния дома. При этом государство и муниципалитеты разрабатывают и реализуют систему мер, облегчающих финансовое бремя собственников и стимулирующих их вкладывать собственные и заемные средства в ремонты и повышение энергоэффективности домов. Эта система мер чаще всего включает в себя создание возможности для собственников квартир (через товарищества или управляющие организации) получать кредиты и различного рода субсидии для реновации своих домов.

Наиболее распространенной практикой финансирования ремонта дома является использование собственных средств собственников помещений в доме в сочетании с кредитом.

Решение о проведении капитального ремонта, о перечне работ и стоимости ремонта принимают сами собственники по предложению товарищества или управляющей компании. Общее собрание собственников устанавливает также размер обязательных ежемесячных взносов (платежей) в фонд ремонта дома.

Обычно обязательным условием для получения кредита является наличие в фонде ремонта дома не менее 10% стоимости запланированного ремонта. Способность сформировать фонд ремонта дома в таком размере, а также хорошая финансовая дисциплина собственников помещений (собираемость обязательных взносов и платежей должна быть не менее 90%) позволяют банку рассматривать товарищество или управляющую организацию как вполне надежного заемщика. Фактически обеспечением возврата кредита являются принятые собственниками помещений на себя обязательства вносить ежемесячную плату за капитальный ремонт в установленном размере, позволяющем товариществу или управляющей организации возвращать кредит.

Для снижения рисков банков при кредитовании реновации многоквартирных домов в некоторых странах – в Эстонии, в Литве, в Словакии – были созданы специализированные гарантийные агентства, которые за доступную плату (1-1,5% от суммы поручительства) предоставляют поручительства по кредитам ТСЖ или управляющих организаций на реновацию многоквартирных домов. Наличие такого поручительства позволяет банку выдать кредит товариществу или управляющей организации без залога квартир или другого недвижимого имущества или поручительств отдельных собственников. Гарантийное агентство разрабатывает требования к заемщику кредита и к проекту реновации для предоставления поручительства, тем самым помогая банкам разработать новый кредитный продукт и приобрести опыт работы с новыми клиентами – товариществами и управляющими организациями.

Выделенные государством в уставный капитал гарантийного агентства бюджетные средства используются многократно, позволяя привлечь в капитальный ремонт большое количество внебюджетных финансовых ресурсов.

Например, в Эстонии гарантийное агентство KredEx, имея в уставном капитале 6 млн евро, за 2001–2009 годы выпустило поручительств по кредитам на капитальный ремонт многоквартирных домов на сумму 12,3 млн евро, при этом под поручительство KredEx банками было выдано кредитов на сумму 24,5 млн евро.

Постепенно, по мере того как банки начинают рассматривать кредиты на реновацию многоквартирных домов как кредиты с низкими рисками, потребность в поручительствах гарантийного агентства уменьшается. Обычно поручительство требуется, если в доме не создано товарищество. Например, в Эстонии доля кредитов, выданных под поручительство гарантийного агентства KredEx, в 2002 г. составляла 30%, а в 2006 г. уже только 2% в общем объеме кредитов на реновацию многоквартирных домов.

Кредиты позволяют собственникам вместо того, чтобы длительное время накапливать средства и продолжать жить в по-стоянно ухудшающихся условиях, в короткий срок сделать дом безопасным, комфортным и энергоэффективным, а затем по-степенно собственники возвращают банку занятые деньги, используя в том числе и экономию на оплате коммунальных услуг в результате проведенных энергосберегающих мероприятий.

Для стимулирования собственников квартир проводить комплексные ремонты, вкладывать собственные и заемные средства во многих странах используются программы предоставления бюджетных субсидий. Субсидии могут предоставляться на проведение энергоаудита и разработку проектной документации, на проведение ремонтов, на оплату процентов по кредиту.

Можно отметить общие принципы в практике предоставления бюджетных субсидий в разных странах. Инициатива по принятию решения о проведении капитального ремонта (реновации) дома принадлежит собственникам помещений, решение принимается на общем собрании. Предоставление бюджетных средств осуществляется по заявлению собственников или уполномоченных ими организаций и, как правило, на конкурентной основе. Бюджетные средства предоставляются только при условии и по факту финансирования определенной доли стоимости работ самими собственниками помещений (из собственных и заемных средств).

Размер субсидий во многих странах зависит от достигаемого в результате ремонта энергосбережения. Например, в рамках Программы развития жилищного сектора Эстонии на 2007–2013 г.г. на реновацию многоквартирного дома может быть предоставлена субсидия в размере 15, 25 или 35% от общей стоимости проекта реновации, включающего комплекс работ, рекомендованный по результатам энергоаудита. Для получения субсидии в размере 15% необходимо, чтобы в результате реновации достигалась экономия потребления тепловой энергии не менее 20% в многоквартирном доме с общей площадью до 2000 кв. м и экономия не менее 30% в многоквартирном доме с общей площадью более 2000 кв. м.

Доступность кредитов на капитальный ремонт и модернизацию многоквартирных домов, обеспеченная путем создания государством гарантийного агентства, и целевые бюджетные субсидии позволили в короткие сроки достичь заметного улучшения состояния жилищного фонда и его энергоэффективности. Так, за 2001–2009 годы по решению собственников кредиты привлекались для ремонтов почти 40% многоквартирных домов в Эстонии. В результате удельное энергопотребление в многоквартирных домах снизилось с 250–270 до 200 кВтч/кв. м в год. Государство, используя эти достижения, выручило от продажи квот на выбросы CО2 значительные средства, которые сегодня используются для предоставления субсидий на комплексную реновацию домов для дальнейшего повышения их энергоэффективности.

Не правда ли, правила игры просты и понятны всем. Вопрос в том, будут ли они такими же в России? Первая попытка «изобрести» свой велосипед потерпела фиаско. Законопроект о капремонте (№ 40859-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») не был поддержан примерно половиной выступающих и присутствующих на парламентских слушаниях 6 апреля 2012 года в Госдуме.

Денис Назаров, исполнительный директор НОСО УН

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация