Скупой платит дважды
Сейчас в Твери пошли небоскребы, а этот дом традиционной еще постройки – в четыре этажа. 17 квартир, 50 жильцов. Почему бы не управлять самим? Главная побудительная причина: решили снизить расходы за проживание, уменьшить плату за коммунальные услуги. А по удельному весу главное место среди них занимают энергоресурсы.
В доме – центральное отопление, тепло поступает от подстанции, которая расположена неподалеку. Но окончательная подготовка воды – для обогрева помещений, хозяйственных нужд – происходит в самом здании. Для этого здесь и построен был собственный тепловой пункт, так называемый теплообменник.
Управляет всем программируемый контроллер. Он и регулирует градус в зависимости от изменений температуры наружного воздуха, времени суток и эффективности использования тепла. При этом учитывает разность между температурой воды на входе и выходе. Таким образом, в квартирах постоянно поддерживается оптимальная температура, а лишнее тепло в дом просто не поступает. В выигрыше оказываются как жильцы, которые получают более высокий уровень комфорта при меньших платежах за отопление, так и теплоснабжающая организация, работающая с меньшей нагрузкой. А это не только запас прочности на случай внезапного похолодания, но также увеличение срока службы оборудования и дополнительные возможности – в случае расширения сети абонентов.
Здесь стоит заметить: в прижимистой Европе такие пункты начали внедрять полсотни лет назад. Там в каждом доме установлен автоматизированный тепловой узел.
Мы лишь начинаем, а с первым блином известно что… Да и с надежностью автоматики возникают проблемы. К тому же теплосети из-за растущих темпов жилой застройки работали все хуже. Одним словом, в доме по ул. Кирова пункт перестал выполнять свою роль: даже в теплые дни зимой в квартирах стояла нестерпимая жара. Такой индивидуальный пункт – собственность ТСЖ. А потому – все за свой счет!
Впрочем, товариществу повезло: в доме нашелся специалист-энергетик, и он, как говорится, на пальцах объяснил соседям, что скупой платит дважды. С выкладками, которые он представил, согласились. А кроме того, использовали преимущества ТСЖ: тем, кто не мог внести деньги сразу, назначили рассрочку.
ТСЖ заключило договор с одной из частных фирм, которой и поручили проверить работу пункта. Фирма наладила мониторинг расхода тепла в здании, сравнила с проектными показателями и пришла к выводу, что имеет место явный его перерасход. Понятно, что за годы работы некоторые узлы теплового пункта уже требовали замены. Но, как выяснилось, и сам теплообменник был устаревшей конструкции, сейчас появились новые, более эффективные модели, и потому надо было либо менять весь узел, либо модернизировать отдельные его части. Остановились на последнем – так дешевле.
Фирма предложила товариществу план работ и сразу же представила их стоимость: реконструкция теплоузла и прежде всего промывка теплообменника, установка более действенной энергосистемы с программным обеспечением, реконструкция электрощитовой, установка фильтров на входе холодной и горячей воды в дом…. Все вместе должно было обойтись ТСЖ примерно в 130 тыс. рублей. Понятно, что работы, связанные с модернизацией подводящих труб, взяла на себя городская организация.
При более внимательном рассмотрении потребовалась и замена прибора учета подачи теплоносителя в самом теплообменнике. Дело в том, что старый прибор работал только на больших величинах, когда же стали работать с меньшими объемами энергии, более тонко регулируя температуру в доме, разница показывалась не всегда.
Главные работы в тепловом пункте выпали на замену элеваторного узла теплообменника. По сути, это сердце всей установки. Служит он для присоединения местной системы отопления к источнику теплоснабжения (тепловым сетям, идущим от ЦТП). Именно он и регулирует температурный режим отопления.
На мониторе компьютера можно увидеть все необходимые параметры, и в случае необходимости быстро внести изменения в работу тепловой сети, например скорректировать температуру теплоносителя в соответствии с наружными тепловыми параметрами. Контроллеры также позволяют наблюдать за работой электроприборов.
Управляется узел автоматически, но возможен и ручной режим регулирования (вход через пароль) в случае аварийного режима, когда контроллер улавливает нестандартную ситуацию – например разнобой в показаниях подачи ресурсов.
Текущего обслуживания узел не требует. Показания счетчиков считываются раз в месяц. Без всякой профилактики установленная система может работать от двух до четырех лет. Только после этого требуется ее поверка и регулирование.
Уже за первые полтора года работы система полностью себя окупила, и сейчас расходы жильцов на коммунальные услуги снизились на 40–50%. А в межсезонье, когда на улице было около нуля, даже до 70.
Почувствовав эффект энерго-сберегающих мероприятий, рассчитанных на дом в целом, такой же работой стали заниматься жильцы и в своих квартирах. Теперь индивидуальные приборы учета расхода горячей и холодной воды установлены в каждой из них, и то, что люди стали более экономно расходовать воду, – факт. Некоторые установили у себя стеклопакеты, утеплили двери.
Жаль, что нет пока индивидуальных тепловых счетчиков нет. Ждем-с! Но то, что потратились не зря, в этом не сомневается никто.