Такой вот срез!
Сейчас много говорится о проблеме привлечения жителей к процессу капитального ремонта, к контролю над ним. Все нормативные документы в Москве для этого есть. Дело за малым – активностью людей. А то ведь как бывает: сами шевелиться не хотят, а когда решают за них, то начинается недовольство – то не так, это не так.
Три года назад я подготовил и распространил среди жителей трех старых домов (Хохловский пер, 10, стр. 7, председателем домкома в котором я являюсь, и двух соседних – ул. Чаплыгина, 13/2 и Хомутовский тупик, 4, корп. 2) анкету, в которой попросил ответить на 53 вопроса, касающихся оценки состояния дома, необходимых ремонтов в нем. Были пункты об их осведомленности о ТСЖ, о домкомах, о правах и обязанностях собственников. Задался целью: с помощью такого опроса выяснить, знают ли жители о проблемах в доме и готовы ли поучаствовать в их решении. А еще это была попытка разбудить их, привлечь, заинтересовать…
Проанализировал результаты (из 144 квартир на вопросы ответили процентов 60) и вот что выяснил. Абсолютно все оказались довольны расположением дома и газоснабжением, все убеждены в необходимости самим заботиться о приумножении цены своей квартиры. «Неуд» внешнему состоянию дома дали 20 процентов, большинство пожелало: поставить ворота, ограждения двора, более качественной уборки территории, асфальтирования дорожек, лучшего озеленения, освещения. Главной неприятностью в подъезде считают недостаточные уборку и освещение. Треть – необходимой установку видеонаблюдения, капитального или текущего ре-монта. Большинство недовольны работой лифта, плохим горячим водоснабжением, отоплением. Подавляющее число опрошенных заявило о проблемах с вентиляцией. При этом почти ни у кого не оказалось актов проверки
ее состояния. Неудовлетворительной признали пожарную безопасность.
Вот вам и перечень необходимых работ по капитальному ремонту.
Идем дальше… Техническим обслуживанием недовольны 80 процентов опрошенных, при этом отмечают неэффективность использования платежей ДЕЗом. И только 8 процентов сами согласны за плату участвовать в уборке дома. Таким образом, люди выразили свое отношение к качеству управления нашими домами и их содержания. Осталось понять, насколько они готовы управлять самостоятельно и что об этом знают.
Оказалось, что 80 процентов жителей не имеют понятия о том, как управлять домом, столько же – о том, что находится в их общедолевой собственности, не имеют четкого представления о ТСЖ и о том, как его оформить, 60 процентов не знают сути реформы ЖКХ, содержания Жилищного кодекса. О возможностях домового комитета не знает 90 процентов. Различия между домкомом и ТСЖ неизвестны большинству. 95 процентов жителей не имеют опыта борьбы с ДЕЗом и даже не знают фамилий руководителей дирекции, главы управы. Даже оплачивая страховку по ЕПД, 90 процентов не могут перечислить страховые случаи. И не подозревают о том, что собственники обязаны проводить общие собрания ежегодно по закону!
Однако половина опрошенных надеется, что при самоуправлении домом эффективность использования платежей увеличится, большинство полагает, что с помощью ТСЖ возрастет экономическая устойчивость управления, что общее собрание собственников решит большинство проблем, 45 процентов согласны войти в инициативную группу по выбору способа управления.
Хотите знать, к каким выводам я пришел? Мы недовольны тем, что есть, не знаем, как это исправить, не имеем опыта, знаний, времени и денег для улучшения качества жизнеобеспечения дома в целом. Поэтому очень сложно принимать решения, компромиссно устраивающие всех, при минимальных финансовых рисках по ремонту, обслуживанию, эксплуатации дома. Состав жителей не позволяет надеяться на создание работоспособного ТСЖ. Поэтому реальное решение – выбор способа управления управляющей компанией в лице ДЕЗа. Сроком на один год по договору, в котором будут прописаны все обязательства и санкции за неисполнение его условий.