Там, где нет проблем
«Ну и дуры», – сказал им знакомый, когда узнал, сколько времени и сил эти две женщины – Ольга Владимировна Кириллова и Любовь Михайловна Высоцкая – отдают своему дому. Они и в самом деле фанатички. Но не будь этого, ЖСК «Союз-3» не преобразился бы таким чудесным образом. И всего-то за один год!
Немного солнца…
Раньше как-то не обращала внимания. Возвращаясь поздно с работы (а Ольга Владимировна работала в самой высокой, какой можно вообразить, администрации), она пробегала ступеньки до лифта, мимо пьющих и ширяющихся молодых отморозков, только бы побыстрее очутиться в своей уютной квартире на 16-м этаже. А потом так получилось, что оставила по личным обстоятельствам работу и вдруг увидела дом заново. Господи, какая же это помойка! В подъезде грязные, обшарпанные стены, он пропах тошнотворными ароматами, свойственными всем жилым строениям, что находятся близ магистралей, разбитые лестницы, замусоренная площадка.
Написать в дирекцию? Обратиться к жильцам? Но она практически никого не знает в подъезде. Подозревала, что не одна она такая. Привыкла, что, входя в лифт, люди спрашивают: «Вам на какой?». Хотя живут вместе больше десятка лет. Что-то подсказало: не с жалоб и не с призывов надо начинать. И вот первое, что сделала: написала от руки поздравление с 8-м марта и вывесила внизу. Листок неожиданно был замечен. Не привыкли. Как будто немного солнца в холодной воде… А потому следующее обращение: «Как будем жить дальше?» уже не вызвало отторжения. Составили письмо в дирекцию, и тут вдруг нашлись союзники в других подъездах: «Мы тоже подпишем!». Короче, был сделан первый шаг. А за второй – заставить письмо работать – Ольга Владимировна взялась сама. У нее нашлась помощница – Любовь Михайловна, а еще через какое-то время обеих выбрали в новое правление ЖСК. Кириллова стала его председателем.
Приходите – поможем
Первый шаг – понять, что же им досталось в наследство? Случайно поднялись на крышу и увидели, что там вообще отсутствует кровля, остались лишь жалкие островки мягкого покрытия. Через щели в бетонных плитах хлестал дождь, заливая верхний этаж, проникая в нижние квартиры. Остался беззащитным не только потолок, но и стены: обнажились межпанельные швы, вода сочилась через них.
Поломанные почтовые ящики, порезанные стены лифтов, заваленный грязью подвал… Начать и кончить. Только кому этим заниматься? Дирекции уже не доверяли. Поездив по другим домам, решили: сами! Расторгнув договор с ДЕЗом, кооператив решил стать управляющей компанией. Смелый шаг! Но не слишком ли самонадеянный? Ведь надо было добиться, чтобы на счет ЖСК перевели субсидии. Для всех товариществ и кооперативов это сейчас острейшая проблема.
– Но почему? – чуть ли не возмущенно возражает Ольга Владимировна. – У дома нет проблем – только задачи. Не можешь их решать – отойди от руководства.
По тону, каким говорит, понятно: это вообще ее кредо.
В чем эти задачи – если говорить о субсидиях? Собрать множество документов, побывать в десятках организаций, открыть новый счет… Для многих кооперативов и товариществ задача невыполнимая. Легче вновь пойти в услужение к дирекции. Но тогда надо попрощаться и с самоуправлением. А здесь не отступили. Что – меньше бюрократических рогаток? Нет, трудности, как у всех. Но у «Союза-3», да и других кооперативов и товариществ Марьино было одно преимущество (по мнению их коллег в других районах – решающее): на их сторону встала управа. Достойная политика – она не держалась за собственную дирекцию. Хотите сами заниматься своим домом? Пожалуйста, мы только рады. Приходите – поможем.
Не бином…
Что же такое самоуправление? Жилищный кодекс так и не раскрыл его суть. ТСЖ и ЖСК названы там лишь как «способ управления». Но «способ» – это еще не управляющая компания. А жильцы ею стали. Как же им самостоятельно решать судьбы своего жилища? Но ведь решают! Как? Более убедительный пример, чем это делают в «Союзе-3», найти трудно.
Но прежде – о стиле работы. Вот мнение Любови Михайловны Высоцкой.
– Часто во главе правлений – что ЖСК, что ТСЖ – стоят либо пенсионеры, либо люди, работающие по совместительству. Непрофессионалы – ладно, ЖКХ, в конце концов, не бином Ньютона, можно освоить. Только одно замечание: коли взялся за эту работу, оставь все остальные дела. Дом поглощает все время. Мы, например, работаем 24 часа в сутки.
Расхожая метафора, но в данном случае она близка к истине, чуть позже расшифруем ее. А сейчас – только деловая часть. Что и как делается в доме.
Получив ясную картину, в каком состоянии находится строение, правление сразу определило – значительная часть работ относится к капремонту. Им занимается ГУП «Мосжилкооперация». Но ведь и там не все так просто, очередь. Однако «Союз-3» ждал ее недолго. Объяснение Ольги Кирилловой: «Исключительно потому, что грамотно и доказательно была составлена заявка». Всего-то? Нет, этому предшествовала серьезная работа. На руках правления была справка жилищной организации, что в доме все хорошо. Ну не совсем, конечно, однако никаких серьезных работ комиссия не усмотрела. И это – при отсутствующей кровле! «Понятно, – комментирует Ольга Владимировна, – ведь все данные давала прежняя дирекция. Не будет же она сечь саму себя». Кооператив добился, чтобы проверили еще раз, но уже с участием жильцов. Из нового заключения следовало: ждать нельзя, нужен немедленный ремонт. Оно и сыграло решающую роль. Ремонт был выполнен – кровля, швы, прочистка водостока.
Далее. Подписали более десятка договоров с различными организациями: МОЭК, Мосводоканал, аварийка, санитарная службы… Не забывали – рынок! Каждый норовит соблюсти свою выгоду. Здесь Ольге Владимировне пригодился прежний опыт. «Союз-3» не дал себя в обиду – все соглашения учитывают интересы дома. Но не менее важно и другое: дом никогда не полагался только на внешние организации, он еще и сам заботился о себе. Не удержусь и приведу один маленький штрих. Еще недавно большой начальник, а по внешности – голливудская звезда, Ольга Владимировна надевала сапоги и прыгала в мусорных баках, уминая пустые коробки из-под соков и молока. Меньше объем мусора – меньше ездок машин, меньше платить. Экономия! Мусор, кстати, уминают до сих пор – правда, делает это уже не председатель, а работник ДЕЗа.
Итак, один из договоров – с прежней дирекцией. Теперь из управляющей организации она стала просто подрядной, исполнительной. А из другой организации – Экосервиса – прислали уборщика – парня из Киргизии. Спросили: справится ли один с тремя подъездами? Пожал плечами – нет проблем. Более того: взялся не только мыть лестницы, но еще и убирать мусор, ухаживать за двором. Не могу не сказать: уборщиками и дворниками в Москве работают в основном таджики и киргизы. Поклонимся им в ноги: именно благодаря им стали чистыми и ухоженными наши дома и дворы.
В доме составлена программа тепло- и энергосбережения. Уже сейчас думают, как подготовиться к будущей зиме, какие привлечь организации. Жильцы управляют! И неплохо.
24 часа из жизни женщин
На постоянной работе – только они двое: Ольга Владимировна и Любовь Михайловна. Высоцкая объясняет: «Днем – работа с организациями, вечером – с жителями, ночью – с документами». Забота о доме – понятие круглосуточное. Иногда в 2-3 часа ночи, а то и в 5 утра обходят подъезды– все ли в порядке, никто не безобразит? Есть камеры видеонаблюдения (в связи с чем отказались от консьержек), в правлении установлен монитор, работая, женщины нет-нет, а поглядывают на него. Если что не успеют увидеть, прокрутят пленку. Бывает всякое. Однажды камера запечатлела душераздирающую сцену: молодой человек провожал ночью девушку, произошла, видимо, ссора, юноша в сердцах разломал сигнализационную систему, сорвал на ней зло. Уже на следующий день к девушке пришла Ольга Владимировна: «Или ваш горячий поклонник заплатит за ремонт (а это на минуточку – 20 тыс. руб.!), или мы обратимся в милицию». И показала раскадровку ночной сцены. Заплатил. Впрочем, главная цель камер – безопасность проживания людей. О наблюдении проведали, и теперь уже никто не собирается в подъездах, не зайдет сюда и недоброжелатель, жить стало спокойнее.
День расписан по минутам. Редко найдешь такую контору, где был бы столь напряженный график. Столько успеть! Разобраться в конфликтах с поставщиками, послать запросы в разные властные структуры, выслушать жильцов. Регулярно бывать на оперативках в управе и ГУ ИСе, не только затем, чтобы знать ситуацию в районе, здесь еще и полезные знакомства. Именно в управе встречаются руководители районных служб, нет-нет, а выбьешь какую-то помощь.
Дом теперь не узнать. В подъездах выровняли потолок, стены, положили на пол керамогранит. Забитые жестью витражи входных дверей заменили стеклопакетами, эффект неожиданный: стало не только светлее, но и теплее. Появились зеркала, часы. Стало столь уютно и красиво, что жильцы уже по своей инициативе выносят в холл и на площадки горшки с цветами, а дети – свои рисунки. А перила украшают игрушками, каждый день новыми.
Старые поломанные почтовые ящики заменили на металлические. Исчезли нахальные наклейки в лифтовых кабинах – беда многих домов.
Между подъездами, где был недавно пустырь, – зеленые площадки. Просто чудо, с какой фантазией и любовью они украшены. Срубили дерево, остался пень. Придумали: выдолбить в нем нишу и разместить там икебану. «Подождите, – говорила мне Ольга Владимировна, – мы еще вам ручеек наш покажем». Какой ручеек? Откуда и куда течет вода? Вышли во двор, и я увидел просто дорожку в траве, усыпанную голубой пластмассовой стружкой.
Но главные перемены – в психологии жильцов. Люди полюбили свой дом, стали ревниво относиться ко всем его проблемам и при этом заботятся не только о себе, но и соседях. Навещают в больнице одиноких старых людей. Восстановили – по своей инициативе! – вырубленные участки вентиляционных стволов, любимое место для холодильника, из-за чего лишались притока свежего воздуха все нижние квартиры. Каждое посаженное деревце привез и посадил кто-нибудь из них. На регулярные субботники выходят семьями, никого не упрашивают. Вот одна из работ: моют порошком – куда достанет рука – наружные стены. Нужны комментарии?
Что самое поразительное: все эти изменения – и с домом, и с людьми – случились всего за один год. Даже не верится. Но ведь факт. Понятно: кооперативу невероятно повезло. Бьющая через край энергия, беззаветная преданность дому, забвение ради него личных дел и, конечно же, профессиональная квалифицированность – это уникальные качества, и они именно у руководителей этого дома. Но невольно думаешь: даже десятой их части – если б такое наблюдалось у других – хватило, чтобы за судьбу реформы ЖКХ можно было не опасаться.