Развод с ДЕЗом опасен и тернист
Развод с ДЕЗом не сулит товариществам ничего хорошего. Не знаю случаев, чтобы процесс этот протекал мирно, спокойно, по порядку, давно определенному законодательством. Словом, перед вами типичный случай…
Вот уже год, как создано и зарегистрировано ТСЖ «Дегунино» в доме 21, корп. 3 на Коровинском шоссе. После регистрации председатель товарищества Альбина Мордвинова обратилась в префектуру, в управу района Западное Дегунино, в ДЕЗ и ЕИРЦ с просьбой передать ТСЖ техдокументацию на дом. В ответ – тишина.
Год товарищество управляло домом. Заключило договоры с ресурсоснабжающими организациями, наняло обслуживающий персонал. И одновременно вело переписку с органами исполнительной власти. Поняв, что административный ресурс трудно побороть, попросило Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы создать комиссию по передаче ТСЖ документации и финансовых средств. В конце октября прошлого года комиссия вынесла решение о том, что ТСЖ создано законно. 9 января 2008 года получили, наконец, уведомление из префектуры. Но на следующий день вышло распоряжение префекта о передаче дома в управление ДЕЗу на основании решения некоего собрания по выбору способа управления, которое в доме не проводилось.
Дирекция, вернув себе лакомый кусочек (дом-то «свеженький», 2001 года постройки), словно не подозревая о существовании ТСЖ, приступила к управлению. Начала менять замки, снимать плафоны в подъездах. Жильцам в ящики стали приносить платежки из ЕИРЦ.
Теперь половина жильцов платит ТСЖ, половина – ДЕЗу. Объясняется это просто. В доме немало пожилых людей, переселенцев из пятиэтажек, которые всю жизнь прожили при дирекциях и иного варианта не представляют, да и побаиваются «товарищей», начитавшись страшилок, расклеенных по подъездам.
Появилось двое борцов против ТСЖ, пишут во все инстанции, включая прокуратуру, налоговую инспекцию.
Альбина – человек боевой. Слишком много сил вложила, чтобы вот так просто сдаться. Какие только пороги ни обивала, даже до арбитража дело дошло. Только на днях она получила долгожданное распоряжение префекта о передаче технической документации.
Она убеждена: административно товарищества создают для того, чтобы оставить ДЕЗы управляющими организациями. В этих домах не изменится ничего. А ТСЖ, которые создаются собственниками, снизу, никому не нужны, потому что хотят слишком много.
Дайте людям «вольную»
Герман Ломтев: До сих пор не могу понять, при чем здесь префектура, если речь идет о передаче технической документации созданному товариществу. Минрегион на этот счет выпустил письмо (от 26 марта 2007 г. № 5280-СК/07) «Об изменении жилищного законодательства РФ».
В нем говорится: «Ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом. Обязательства указанных организаций сохраняются до момента: а) создания товарищества собственников жилья…»
Еще одно письмо, от 20.12.2006 № 14313-РМ/07 «О передаче технической документации на многоквартирный дом», определяет, что «управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы специально уполномоченным лицам. Если срок прекращения договора управления многоквартирным домом (иного договора) определить невозможно (в частности, если такой договор отсутствует или был заключен без указания срока), целесообразно осуществлять передачу технической документации за тридцать дней до дня возникновения у специально уполномоченных лиц обязанности управлять многоквартирным домом».
А ситуация в ТСЖ «Дегунино» опять-таки типичная: в доме двоевластие, ДЕЗ не дает «вольную». Виновато само ТСЖ, которое допускает двоевластие на своей территории. Понятен интерес дирекции – дом ей выгоден, потому что он почти новый. Всеми силами надо бороться с теми, кто учиняет эту смуту.
Лариса Денисова: Все правовые козыри в руках ТСЖ: есть протокол решения общего собрания, в суде его не оспорить, потому что он законный. Это признала и комиссия, созданная Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы. ТСЖ с момента регистрации имеет право взять дом в управление. Им всячески в этом препятствуют.
Решение проблемы в деньгах. Вопрос в том, кто будет получать их от жителей – тот, кто будет вручать квитанции. И он должен быть первым в повестке дня. Если расклад будет не 50 на 50, как сейчас, а 90 на 10, считайте, что проблема решена. Останется вернуть уже выплаченные жильцами деньги из ДЕЗа. Это экономическое решение вопроса.
Можно спорить в судах об уставе, о договорах управления, о собраниях, но управляет тот, кто собирает деньги, фактически ведет и контролирует финансовую деятельность. Решить эту задачу очень тяжело.
Сергей Мельников: В этой игре дирекция переигрывает ТСЖ. Рейдерство – слово модное. По мнению ДЕЗа, вы – захватчики, но вы убеждены в обратном. Победит тот, кто вложит в эту борьбу больше средств.
Альбина, безусловно, человек боевой. Но почему она позволила чиновникам так долго себя мытарить? Мы «преодолеваем административный барьер» по-другому. Обращаемся всем скопом в префектуру, к мэру. В прокуратуру от нас поступило 15 заявлений. Не сочли нужным ответить – начали писать в надзорные органы, стоящие над прокуратурой, о нарушении сроков. Вы поймите, как работает чиновник: пришел срок отвечать на заявление, вписал пару фраз в заготовленное клише, а то и переправил жалобу для ответа тому, на кого вы же и жалуетесь. Другое дело, если к нему приходит запрос из прокуратуры, публикуются статьи в прессе. Чиновники работают, но до них надо достучаться.
Быть председателем нелегко, это монотонный труд, без выходных. На это способны либо фанаты, либо люди, не реализовавшие себя прежде. У нас сейчас встал вопрос: отвоюем ТСЖ у застройщика, а кто возьмет на себя эту ношу? Ведь понятно, труба ли у кого потекла, вовремя не убрали в подъезде, – все пойдут к нему. Поэтому мы заранее закладываем председателю правления, управляющему менеджеру достойную зарплату.
Что касается двойных платежек. Часть жильцов может потому и платит ДЕЗу, что боится оказаться в должниках. Но если такого «неплательщика» вызовут в суд, он может показать оплаченную платежку ТСЖ. Есть примеры, когда управляющие компании, перестав получать деньги от жителей, уходят сами. Надо проводить грамотную агитацию среди ваших пожилых жителей. Кому-то достаточно объяснить, куда деньги идут, один раз, а кому-то – и десяти мало будет.
Органы власти от слов о поддержке ТСЖ должны перейти к делу. Понять их заботу о ДЕЗах можно: это конкурсы, распределение средств. Поэтому сейчас надо ликвидировать правовые пробелы. К примеру, сдали дом в эксплуатацию, а выдачу свидетельств о праве собственности застройщик затягивает. Он хочет как можно дольше попользоваться своей монополией. Что мешает властям принять решение: не выдали свидетельства в течение трех месяцев со дня ввода дома в эксплуатацию – последуют штрафные санкции. Это будет та реакция власти на проблему, которой от нее ждут люди.
То же самое с ТСЖ. Изъявили собственники желание создать товарищество, провели собрание, префектура должна представить комплекс услуг в полном объеме.
Герман Ломтев: В административном порядке создать ТСЖ – это то же самое, что жениться по распоряжению управы района. Население не готово, а на него жмут… Ошибка государства состоит в том, что этот вопрос решили форсировать, не считаясь с его юридической и экономической сложностью.