За счетчик родной встану горой!
Тема борца-одиночки против порядка оплаты за холодную и горячую воду, введенного в большинстве жилищных объединений, всплывает на страницах «КР» в который раз.
Не секрет, что правления ТСЖ и ЖСК противятся установке квартирных счетчиков и расчетам по ним – слишком хлопотно. Одному из героев наших публикаций удалось выиграть дело в суде, большинство же тяжбу проигрывают…
Дабы не пересказывать историю Зои Никольской, бывшего члена ТСЖ «Альбатрос» из Южного Бутова, адресуем читателей к ее ранее опубликованным письмам в № 5 (стр. 11) и № 12-13 (стр. 10). Коротко лишь напомним суть ее конфликта с ТСЖ. Она добивается права рассчитываться за воду по квартирным приборам учета. Товарищество ей этого не позволяет. Затяжной конфликт из-за счетчика привел к тому, что человек разуверился в ТСЖ как в наиболее эффективной форме управления. Сомневается, что в нем возможно соблюдение законодательства. Да и нужно ли такое объединение, в котором законное право «маленького» человека попирается решением большинства?
Монополистам неинтересно
Герман Ломтев: Поясню причину на простом примере. Владельцы квартирных счетчиков потратили воды на 2000 рублей, те, кто платит по нормативам, – на 100 000 рублей, а общедомовый счетчик показал расход на 110 000 рублей. Куда девать председателю образовавшийся перерасход – 8000?
Зоя Никольская: Надо выяснять причину перерасхода. У меня в суде два иска. Первый – об отмене решения собрания, которое голосовало за оплату по тарифам. Но ТСЖ не предоставляет в суд счета и платежные документы. Мосводоканал – единственная организация, которая по моему заявлению дала данные о расходе и платежах по нашему дому, и я смогла посчитать, сколько бы сэкономила, если бы рассчитывалась по счетчикам.
Герман Ломтев: Почему же такой хороший Мосводоканал не предложил вам главного – рассчитываться с ним напрямую? Написали бы заявление: прошу производить со мной оплату на основании показаний квартирных счетчиков. При этом отказ можно будет обжаловать в суде.
Мы с вами при всем желании не сможем определить причины перерасхода. В одном из ЖСК показания счетчика и фактический расход по одному подъезду примерно сходятся, по другому – разница в полтора раза. Председатель не может выяснить причину уже восемь лет. А вот если бы Мосводоканал отвечал за это… Зная, что у вас стоит счетчик и с вас больше взять нельзя, он был бы вынужден разбираться с лишними кубами. Не пойму, почему этому предприятию не работать так же, как Мосэнерго.
В моем доме стоят 215 электросчетчиков граждан, по одному – на лифты и места общего пользования. Если что не так, Мосэнерго само разбирается. Снабженцы тепла, горячей и холодной воды переложили свои проблемы на плечи председателей: как хотите, так и стыкуйте показания с платежами, сами выясняйте, кто ворует. Это мечта каждого поставщика, и они добились того, что во всех документах их ответственность заканчивается на входе в дом. Дальше – трава не расти.
Зачем председателям вообще лезть в эти расчеты, их же не интересует, сколько и вовремя ли платит человек за охрану квартиры, за телефон, радиоточку или антенну. Монополисты должны облегчать людям жизнь, идти навстречу их усилиям сэкономить и деньги, и ресурсы, а не стоять в стороне, провоцируя тем самым скандалы в ТСЖ и ЖСК.
Сомневаюсь я и в точности квартирных приборов, в том, что фирмы, которые устанавливают счетчики, соблюдают все технические регламенты. По рассказам жителей, за мзду предлагают подрегулировать их так, чтобы показывали поменьше. К тому же и специалисты признают, что все счетчики выпускаются с погрешностью. Жительница нашего дома поэкспериментировала: вечером пустила в ванну маленькую струйку воды, утром ванна была полная, а счетчик так и стоял на нуле. Но домовый прибор весь этот расход «увидит»! В бытность Бориса Немцова вице-премьером я как-то спросил у него: «Что будет, если все вдруг поставят счетчики и начнут по ним рассчитываться?» Ответ был простой: «Коммунальщики повысят тарифы».
Почувствуй разницу, товарищ!
Зоя Никольская: С нас собирают деньги, как будто у нас отсутствует счетчик, – по тарифу. Куда девается разница – неизвестно. Говорят, на озеленение и другие нужды. Не проще ли расчеты вести как положено, а на каждый конкретный проект собирать отдельно. Люди будут понимать, на что тратятся деньги, и нареканий станет меньше.
Герман Ломтев: В моем ЖСК 215 квартир, в пяти из них установлены индивидуальные счетчики. Я случайно узнал о том, что в доме смонтировали за счет города и общий прибор учета. Дирекция-то помалкивала, понимая, что по счетчику платит Мосводоканалу одну сумму, с ЖСК по договору берут другую – по нормативам. Разница – 10-15 процентов. Не меньше.
Кроме того, до недавнего времени Мосводоканал отстегивал ДЕЗам за сбор денег несколько процентов комиссионных. Так вот, мы подсчитали за десять месяцев, сколько мы с людей собрали и сколько Мосводоканалу заплатили по домовому счетчику. Получилось десять процентов экономии. Посоветовавшись с ревизионной комиссией, деньги вернули жильцам.
Лариса Денисова: Если ТСЖ работает грамотно, то распределение каждой копейки должно быть предусмотрено уставом и другими внутренними документами. ТСЖ как некоммерческая организация имеет право по решению собственников формировать специальные фонды, определяющие, на что собираются средства и как будут тратиться. Например, на капремонт, на благоустройство, на организацию детской площадки, на ремонтные работы по обеспечению содержания внутридомовых сетей. Тогда разницу от экономии по домовому прибору учета по решению собственников можно направить в тот или иной фонд. Если в вашем ТСЖ этого нет, значит, оно работает неграмотно.
Где же собака зарыта?
Лариса Денисова: На мой взгляд, первопричина конфликтов из-за счетчиков – в изъянах федерального законодательства. И здесь уже от председателя ничего не зависит. Закон дает гражданину право рассчитываться по прибору учета, не уточняя, к сожалению, детали. Человек недоволен расчетами внутри дома и через суд предъявляет иск либо председателю ТСЖ, либо управляющей компании. И при этом наивно полагает, что и ТСЖ, и компания обязаны предоставить ему услугу и произвести расчет по приборам учета. В отношении коммерческой компании это действительно так потому, что она является исполнителем в том числе и коммунальных услуг по Жилищному кодексу РФ и договору управления. Выбора коммерсантам закон не дает.
Другое дело – ТСЖ. Поставщикам коммунальных услуг очень хочется считать его таким же исполнителем, как если бы оно было коммерческой структурой. На самом деле ТСЖ и ЖСК – организации некоммерческие. В Законе «О защите прав потребителей» сказано: организация может считаться исполнителем каких-либо услуг только в том случае, если с нею заключен договор о возмездном их оказании. ТСЖ и ЖСК возмездных услуг (если речь идет об их уставной деятельности) не оказывает.
Этот маленький нюанс послужил причиной того, что в ч. 1 постановления правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года сказано, что исполнителем могут быть ТСЖ, ЖСК. Там не написано – «обязаны» или «являются». Если хотите своих жителей обслужить в рамках дополнительной предпринимательской деятельности, то постановление дает такое право. Но только в том случае, если этого захотело общее собрание. Если оно такого решения не приняло, то возмездных договоров с собственниками ТСЖ заключить не может и исполнителем являться не будет.
К сожалению, в московских нормативных актах этот пункт не учтен. Считается, что ТСЖ – тоже исполнитель, лишь на том основании, что оно ведет расчеты с поставщиками. Если бы ресурсоснабжающие организации строили свои отношения с каждым жителем на основе индивидуальных расчетов, проблемы внутридомового распределения платежей не было бы. Как и многочисленных конфликтов по этому поводу. Кстати, во многих городах так и делают. И сейчас нет никаких законодательных проблем для перехода на прямые договоры. Есть нежелание поставщиков договориться – им это невыгодно.
Есть еще один аспект проблемы, который пора бы обсудить. Квартирный счетчик – очередная попытка обмануть нашего обывателя. Первый раз его за дешево купили бесплатной приватизацией, во второй – раздутой проблемой с единым социальным налогом. Дескать, если компания его не перечисляет, то работники теряют право на пенсионное обеспечение. Это не так, они имеет право на пенсию, просто оно оформляется по-другому.
Попались на эту удочку в числе прочих организаций ТСЖ и ЖСК. Они вынуждены платить единый социальный налог для того, чтобы их бедные работники не остались без пенсии. В третий раз обывателя «развели» на счетчик.
Никто и не заикается о коммерческой стороне вопроса. Кто-то эти счетчики производит, распространяет, устанавливает, обслуживает и получает приличные деньги. Это совпадает с интересами властей, которым хочется поднять свои города на европейский уровень. Конечно, страна не настолько богата, чтобы в каждую квартиру поставить счетчики бесплатно, но, наверное, по-другому надо было подойти к решению этой задачи, не забивая мозги гражданам – вы сэкономите, только поставьте скорее счетчики. Сбережете копейки, потеряете рубли.
По тому же постановлению № 307, кроме квартирных расходов, житель обязан оплатить свою долю общедомовых трат. И порой она оказывается куда больше. И любой суд обяжет это сделать. Счетчик однозначно выгоден только тем, кто живет по полгода за границей или на даче. Зато установка одного прибора обходится в 2,5 тыс. рублей, да ежемесячная плата за обслуживание – 30-60 рублей.
Я бы предложила каждому жителю подумать вот о чем. С точки зрения собственника, не выезжающего надолго из дома, я бы не стала устанавливать квартирный счетчик и даже не утруждала бы себя арифметическими расчетами.
С точки зрения управляющего, гораздо проще другим путем решить вопрос экономии средств на весь дом. По Жилищному кодексу РФ объектом управления является не жилое помещение собственника, а многоквартирный дом. И точка на входе в него всегда будет главной в расчетах за коммунальные услуги. Если в ТСЖ, как и в большинстве московских домов, квартирные счетчики можно пересчитать по пальцам, то общему собранию я предложила бы принять решение, выгодное большинству, а не единицам. Никакое товарищество не наведет порядок с платежами внутри дома до тех пор, пока гражданин не начнет самостоятельно заключать договоры с поставщиками.