В полном соответствии с Жилищным кодексом
Так прокомментировал письмо начальник управления развития ЖКХ Департамента ЖКХиБ г. Москвы Евгений Хромушин.
В силу существенного изменения федерального законодательства дальнейшее сохранение сложившейся в городе системы эксплуатации жилищного фонда, включая бюджетную поддержку нарождающегося самоуправления многоквартирными домами и, собственно, жителей города, не представлялось возможным.
Получателями бюджетных средств по обновленному Бюджетному кодексу могут быть лишь учреждения, находящиеся в ведении главного распорядителя бюджетных средств. Кроме того, одной из обязанностей таких учреждений в соответствии со статьей 162 БК РФ является обеспечение результативности, целевого характера использования бюджетных ассигнований. Таким образом, организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, может получать на свой расчетный счет бюджетные субсидии только через бюджетное учреждение.
Требования, в первую очередь, федерального бюджетного законодательства не позволяли дальше сохранять исторически сложившуюся прямую систему (по смете, хозфинплану и т.п.) бюджетного дотирования предприятий, оказывающих населению услуги по управлению домами, содержанию и ремонту жилого помещения (ГУП ДЕЗ, ЖК, ЖСК, ТСЖ).
Руководством города было принято непростое решение о сохранении в качестве одной из составляющих социальной политики обязательства города за счет средств городского бюджета компенсировать отдельным категориям граждан часть расходов, связанных с оплатой услуг по содержанию и ремонту жилого помещения.
Новый механизм нашел свое закрепление в постановлении правительства Москвы от 24 апреля 2007 года № 299-ПП. Он позволяет обеспечить возможность города продолжать оказывать бюджетную поддержку жилищным организациям и не нарушить при этом требования федерального законодательства.
Кто имеет право на получение субсидий?
Бюджетные субсидии предоставляются только тем управляющим организациям, которые применяют цены за содержание и ремонт жилого помещения в установленном правительством Москвы порядке.
При этом Жилищный кодекс РФ, требуя утверждать на общем собрании собственников стоимость услуг по содержанию и ремонту жилого помещения, не предполагает, что жители дома, с одной стороны, и частная управляющая компания – с другой, могут установить цены, не отражающие фактической стоимости, то есть установленные правительством Москвы (см. часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
В этом случае они могут рассчитывать на компенсацию из бюджета города части расходов организаций, управляющих многоквартирными домами, понесенных ими на выполнение работ по содержанию и ремонту жилых помещений, в связи с тем, что указанные организации для определенных категорий граждан применяют установленные правительством Москвы (то есть не отражающие фактических расходов) цены за содержание и ремонт жилого помещения.
В случае же если организация, управляющая многоквартирным домом, будет применять цены, отражающие фактическую стоимость оказанных услуг, то в предоставлении ей компенсации (бюджетных субсидий) нет необходимости.
Кроме того, исходя из смысла пункта 3 статьи 156 и пункта 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ, установление правительством Москвы для собственников жилых помещений оплаты и, соответственно, применение цен за услуги по содержанию и ремонту жилого помещения с учетом бюджетных субсидий возможно только, если:
– не выбран способ управления многоквартирным домом,
– либо не принято решение о размере платы за услуги по содержанию и ремонту жилого помещения.
Учитывая, что сам факт наличия управляющей организации или создания жилищного объединения автоматически исключает первое условие, в случае установления на общем собрании стоимости услуги содержания и ремонта (федеральным законодательством подразумевается, что собственниками не может быть установлена цена, не покрывающая фактических затрат) утрачиваются основания для бюджетного субсидирования.
Кроме того, считаю необходимым отдельно остановиться на рассмотрении вопроса о соотношении обязательности для правления ТСЖ утверждения сметы доходов и расходов и обозначенного выше условия получения бюджетных субсидий.
При рассмотрении данного вопроса необходимо, в первую очередь, разделять два самостоятельных этапа:
- установление на общем собрании собственников размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и
- утверждение сметы доходов и расходов ТСЖ.
Действительно, согласно статье 148 Жилищного кодекса РФ в обязанности правления ТСЖ входит, в том числе, составление смет доходов и расходов на соответствующий год и предоставление ее общему собранию членов товарищества для утверждения.
Вместе с тем необходимо понимать, что составлению правлением ТСЖ смет доходов и расходов, учитывающих цену на услуги по содержанию и ремонту жилого помещения для жителей и размер получаемых бюджетных субсидий, в настоящее время ничто не мешает.
Более того, при формировании исходных данных для составления такой сметы могут быть использованы цены на услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Определение в смете доходов и расходов ТСЖ на год необходимых расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме является правом товарищества, а не обязанностью (часть 2 статьи 137 ЖК РФ).
Иными словами, для получения товариществом бюджетных субсидий в утверждаемой смете доходов и расходов ТСЖ платежи жителей за содержание и ремонт жилых помещений и бюджетные субсидии могут быть учтены без утверждения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, на основании цен, устанавливаемых правительством Москвы.
Из сказанного выше стало понятно: субсидия – это бюджетные деньги, которые требуют четко организованного учета и строго целевого использования.
В связи с этим, в отличие от ранее действующего способа поддержки управляющих организаций, новый порядок предоставления финансовой помощи со стороны городского бюджета требует от организаций, претендующих на получение такой помощи, совершения ряда юридически значимых действий:
- сбор необходимых документов;
- включение организации, управляющей многоквартирным домом, в Единый реестр управления многоквартирными домами города Москвы (ЕРУ);
- заключение договора с ГУ ИС АО.
Как указывалось выше, это обусловлено изменением правовых условий и ни в коем случае не направлено на ущемление прав либо дискриминацию организаций, управляющих многоквартирными домами (в том числе и жилищных объединений).
Порядок предоставления субсидий из городского бюджета на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (это полное название бюджетных субсидий) четко регламентирован в приложении 1 к постановлению правительства Москвы от 24 апреля 2007 года № 299-ПП.
Включение организации, управляющей многоквартирным домом, в Единый реестр управления (ЕРУ).
Данный информационный ресурс гарантирует собственникам жилья соблюдение принципа публичности, то есть открытый доступ для всех желающих к информации об управляющих организациях.
Единый реестр содержит перечень договоров с органами исполнительной власти и перечень договоров управления, заключенных управляющей организацией. Вся эта информация дает возможность объективной оценки деятельности той организации, которой собственник доверяет заботиться о своем доме. Кроме того, появляется возможность заявить о себе тем организациям, которые только претендуют на право управлять многоквартирными домами, но еще не имеют должного опыта.
Для получения свидетельства о включении в Единый реестр управления многоквартирными домами города Москвы управляющая организация должна обратиться в ГУ ИС своего района с заявлением установленной формы, приложив к нему анкету организации с подписью руководителя, печатью организации и комплект документов, перечисленных в приложении 4 к Порядку.
Отказ в приеме документов возможен только в случае неполноты представленных данных, круг которых ограничен постановлением правительства Москвы от 24 апреля 2007 года № 299-ПП. О фактах отказа в приеме документов по другим основаниям следует обращаться на «горячую линию» ЕИРЦ (тел. 961-33-28).
После получения заявления с приложением всех необходимых документов ГУ ИС района в течение установленного срока (до 35 рабочих дней) проводит проверку достоверности представленных сведений.
По результатам проверки управляющей организации выдается свидетельство о включении в Единый реестр управления многоквартирными домами города Москвы или уведомление об отказе. Получение свидетельства при наличии необходимых документов, о которых говорилось выше, дает право организации заключить договор с ГУ ИС АО на предоставление бюджетных субсидий и представить документы, перечисленные в приложении 1 к Порядку предоставления бюджетных субсидий.
После заключения указанного договора бюджетные субсидии будут ежемесячно перечисляться на специальный расчетный счет управляющей организации, открытый в банке.
При этом жалобы многих управляющих организаций на сложность процедуры заключения договора и необходимость сбора значительного числа документов (в том числе подтверждающих право собственности на жилые помещения и выписок о правах отдельного лица на имеющиеся объекты недвижимости) во многом преувеличены. Предоставление принципиально новых документов для ТСЖ или ЖСК, которые ранее получали бюджетные субсидии, не требуется. В том случае, если, например, ТСЖ или ЖСК применяют для расчетов с жителями цены, установленные правительством Москвы, они просто обязаны иметь все эти документы. Иначе обеспечить правильность расчета стоимости ЖКУ невозможно.
От редакции:
Учитывая сложность поднимаемой темы, мы продолжим разговор в ближайших номерах. Просим всех, кого волнует эта тема, писать нам и высказывать свое мнение.