Как прошляпить миллион
История, приключившаяся с ЖСК «МАИ-5», уникальная – такого в Москве еще не бывало. Член инициативной группы жителей дома 23, корп. 3 на улице Зеленоградская Татьяна Самойленко с горечью констатировала факт: «Мы банкроты, понимаете? Мы – банкроты! И что теперь делать? Может, хоть чем-нибудь поможете?».
К сожалению, газете не по силам оплатить долги ЖСК, разве что можем рассказать о беде этого кооператива в назидание другим…
Задал задачку – и на дачку!
В феврале нынешнего года арбитражный суд Москвы удовлетворил иск ОАО «МОЭК» к ЖСК «МАИ-5» о взыскании более миллиона рублей – долга за тепло и горячую воду с ноября 2004 года. Ответчик – председатель ЖСК Борис Графский на заседание не явился.
Жители дома, не подозревая о случившемся, продолжали исправно оплачивать размноженные правлением квитанции на расчетный счет ЖСК. Для многих стало шоком, когда в конце марта 2007 года им отключили горячую воду… за долги! Никто не знал, что деньги испаряются со счета в неизвестном направлении.
Стихийно образовалась инициативная группа. Но как только она начала «разборки», председатель сбежал из города на дачу, скрылся от праведного гнева и бухгалтер. Выбрали нового председателя – Алексея Самойленко. Однако он оказался у разбитого корыта. Уставные документы оформлены на прежнее руководство, финансовые бумаги уничтожены, на счету – ноль, ни распоряжаться такой «суммой», ни открыть новый счет невозможно. А долги растут день ото дня.
Переизбранное правление разослало слезное письмо кредиторам. Проинформировало о том, что в УВД Северного округа подано заявление о привлечении бывших председателя и бухгалтера к ответственности за растрату средств, предназначавшихся для оплаты коммунальных услуг. Попросило от имени жильцов на время следствия не отключать в доме воду.
Не согласен – и точка!
Начальник отделения сбыта № 2 «Северный» МОЭК Герман Нурлыгаянов заверил, что людей, попавших в беду, без воды не оставят. И принес пухлую папку с делом ЖСК «МАИ-5».
– Как же так, – спрашиваю, – с ноября 2004 года ЖСК перестал платить по счетам, и никто – ни ревизионная комиссия, ни сами жильцы – не хватились?
Какое там! Оказалось, что долговая ниточка тянется за этим кооперативом аж с 1999-го. Платил прежний председатель как и сколько ему вздумается. Захочет – сегодня тысячу поставщикам отщипнет, через месяц – две. В 2000-м накопил 264 тысячи рублей долга. Вызвали его в ГУП «Мосгортепло» (нынешний МОЭК), усовестили. Он написал гарантийное обязательство, приложил к нему график погашения задолженности на год вперед. Да так его и не выполнил…
После многочисленных предупреждений летом 2002 года за неуплату в доме отключили горячую воду. Но тогда никто из жильцов не спохватился, не спросил с председателя. Безнаказанность добавила ему аппетита. Какое-то время ЖСК платил поставщику задним числом, понемножку. Вновь председателя вызывали на ковер, вновь он писал гарантийные обязательства, собственной рукой расписывал графики погашения долга… С июня 2005-го ЖСК и вовсе перестал перечислять деньги.
В марте нынешнего года господину Графскому вновь вручили уведомление о предстоящем отключении энергоснабжения. На нем он уверенно вывел: «С отключением не согласен. Обязуюсь погасить задолженность». А вслух заявил: да вы только пугаете, все равно не отключите, не имеете права…
Дружно вздремнули…
Да, не позавидуешь теперь жителям этого дома. Среди них много пенсионеров, льготников. Где им деньги взять? Судебное разбирательство может продлиться не один год. И вряд ли что взыщут с прежнего председателя – человека больного и немолодого.
Наверняка в свое время в этом ЖСК выбирали ревизионную комиссию, которая обязана была отслеживать каждую копейку. Но, судя по всему, состояла она из уклонистов. Наверняка уставом закреплялась обязанность правления ежегодно отчитываться на собрании. А собиралось ли оно? Да и потребовал ли хоть один собственник такого отчета?
В Северном округе 77 ЖСК. Из них 15 имеют долги. В основном – текущие. С этого все начиналось и в «МАИ-5»…