Очередник плюс должник…
– Мы живем как на вулкане, – говорят обитатели дома № 6 в первом квартале Капотни. При этих словах невольно бросаешь взгляд в сторону завода, где из трубы на полнеба стелется дым. Но речь не о ней и не о вечном газовом факеле. Речь о грядущих новоселах. О должниках.
– Как пройти к общежитию, куда должников отселяют? – останавливаю парня на улице.
– Это в «чудильник», что ли? А вон туда!
– Почему «чудильник»?
– А они там все чудные какие-то…
С неплательщиками в Москве – просто беда. Общая сумма долгов – более 50 миллионов рублей. Надежда, что люди одумаются и начнут платить, – очень смутная. Что с ними делать?
С теми, кто живет в собственной квартире, сделать ничего нельзя. Разве что только перекрыть газ, электричество, воду, а если конструкция дома позволяет – и отопление. А тех, кто живет по договору социального найма, предполагается выселять сюда, в дом № 6, общежитие коридорного типа.
Нянчиться с должниками окружные власти не собираются. И тому есть резон. О неплательщице Галине Тюпиной в прошлом году писали все газеты. Ее спас от выселения один из московских депутатов – заплатил долги. И что же? Она опять не платит.
Глава округа Владимир Зотов не раз озвучивал свою позицию: главное не отселить человека, а заставить его платить.
Может быть, перспектива оказаться в «чудильнике» в Капотне напугает должников?
Расселять нельзя заселять
Первый этаж здания окружен строительными лесами и обмазан сырой штукатуркой. Идет ремонт.
Люди в «чудильнике» оказываются самыми обыкновенными. Только замотанными и испуганными. И если должники, возможно, боятся ехать сюда, под сень газового факела, то местные жители точно так же боятся «наплыва» неизвестно кого.
Женщина с первого этажа рассказывает свою историю. Двадцать лет назад ей и ее мужу предложили: если хотите быстро получить квартиру – берите ордер. Дом через год расселять будут. Она послушалась, взяла… и ждет расселения уже двадцать лет.
За это время выросли дети. Сыну семнадцать, дочери пятнадцать. Понятно, что одной комнаты для семьи из четырех человек мало. А так как часть народа из общаги уже выехала, ей разрешили оформить годовой договор социального найма на вторую комнату. И вдруг, как гром с ясного неба, – договор продлевать не будут, комнату велели освободить для отселенцев…
– 27 ноября мы ходили к префекту, – рассказывает жительница. – Просили, чтобы таким семьям, как наша, разрешили оставить вторую комнату. Обещал разобраться…
У жителей есть на руках одна историческая бумага. Это распоряжение исполнительного комитета Люблинского районного Совета народных депутатов, датированное 1991 годом, где написано: так как в общежитии тяжелые жилищные условия, то принято решение не проводить повторного заселения, а потихоньку расселять людей. Оставшимся улучшать жилищные условия за счет освободившихся комнат.
Исполкома давно нет на свете…
Кто платит за плиту?
К телевидению и журналистам у местных жителей отношение, мягко говоря, не лучшее. Устали они от своей «звездности». К тому же иные наши коллеги, рассказывая об общежитии, все его законопослушное население называли… должниками. Хотя пока здесь «прописали» только одного неплательщика.
– Столярова сюда заселяли с помпой, с телевидением, – рассказывают жильцы. – Он приехал, посмотрел, сказал «я тут жить не буду», развернулся и ушел. Больше мы его не видели.
Сколько сюда еще людей заселят? Трудно сказать. Но местные жители опасаются, что в результате между старожилами и «пришлыми» начнется война.
– Выделили бы для них отдельный этаж, – сетуют люди. – А их поселят промеж нас!
Чего они боятся? Во-первых, в общежитии уже установились некие семейные доверительные отношения. Кухня одна на этаж: три газовых плиты, на каждой по две конфорки рабочие. На этаже тридцать человек, одна душевая и четыре унитаза. Все это хозяйство жильцы стараются поддерживать в чистоте и порядке. И это им удается. Душевую обшили пластиком от сырости. Каждый по очереди драит плиты и унитазы. А появится новый человек…
– На первом этаже у нас сделали кабинет участкового, – рассказывает одна хозяйка. – Приходит милиционер, готовит, все у него по плите растеклось. Я говорю: вытри. Он: а ты кто такая? Я: или ты вытрешь, или больше готовить здесь не будешь. Он мне начал какой-то статьей грозить!
Во-вторых, местные жители не верят, что неплательщики, будучи отселенными в общагу, враз поумнеют и начнут платить. Тем более, что коммунальные платежи здесь ой какие немаленькие! В платежках комната почему-то значится «квартирой».
Месячная плата за одну «квартиру» – от тысячи до полутора тысяч рублей. Да и терять отселенцам уже будет нечего. Ведь были же неплательщики, которые дошли до суда, устрашились и пришли к соглашению с префектурой – выплатили-таки долги. А что с теми, кто не проникся и не понял? Куда уж дальше отселять-то?
– И если он не будет платить за свою комнату, то почему я должна буду ждать его у плиты, у туалета, в душ? – спрашивает одна из женщин. – Я-то все коммунальные платежи оплачиваю!
В Капотне спешно готовят общежитие к приему новых жильцов-должников. Старожилы… надеются, что все-таки выберутся отсюда.
– У меня тут дочка с мужем живут… то есть жили, – сообщает мне человек, мимо которого протискиваюсь через двери подъезда. – Видите, мебель выносим. Они квартиру купили.
Получают квартиры и очередники. Совсем недавно бумаги пришли двум семьям – обе стоят в очереди с 1989 года. Так что потихоньку-полегоньку расселение все-таки идет. И на место жителей, которые все поддерживают в чистоте и аккуратно платят коммунальные платежи, придут другие – закоренелые неплательщики.
КОММЕНТАРИЙ
Главный специалист отдела жилищной политики Организационного управления префектуры ЮВАО Наталия Портнова назвала сегодняшние цифры: в Юго-Восточном округе 16 852 счетов с задолженностями. Всего с июня 2005 года были отработаны 135 исков. Из них: 50 – пока в работе, 23 – принято решение в пользу префектуры, 19 – оплатили долг, 35 – заключили мировое соглашение. По 7 искам начато исполнительное производство (это значит, что дело уже вплотную подошло к выселению). И, наконец, по четырем искам из семи исполнительное производство было приостановлено, так как ответчики одумались и оплатили. Итог: один уже выселенный, трое «на подходе», если не одумаются – тоже будут выселены.
Судя по цифрам, КПД очень неплохой. На 58 одумавшихся и заплативших приходится четверо «упертых».
Утешили и насчет местных капотнинских жителей. Если семья хочет продлить договор найма на комнату, им надо подать заявление в управу района. Никто не собирается их притеснять, но никто и ничего не будет за них делать.
И еще. Три семьи очередников из этого общежития должны получить квартиры уже в этом году.