Геннадий Писклов: реформа начинается в умах
когда жители беспокоятся о доме
С этим вопросом корреспондент «Квартирного ряда» обратился к человеку, проработавшему в жилищно-коммунальном хозяйстве не один год. Наш собеседник – первый заместитель префекта Южного административного округа
– Реформа жилищно-коммунального хозяйства необходима, и с этим никто не спорит. И время сейчас для нее особо благоприятное. Мы привыкли еще с советских времен к тому, что за нас с вами думает государство, что оно заботится обо всем, в том числе и о содержании жилищного фонда. Сегодня ситуация несколько изменилась. Хотя государство не снимает с себя львиную долю функций, оно от чего-то отказывается. Мы как получали, так и будем получать в свои квартиры тепло, воду, газ. Тем не менее, следует и горожанам в какой-то мере включаться в работу управления процессом коммунального хозяйства. Когда жители беспокоятся о том, в каком состоянии находится дом, помимо своих квартир, это свидетельствует о реформе ЖКХ, начавшейся в умах. А когда желание жить в красивом подъезде, в отремонтированном дворе выходит за рамки воображения и приобретает реальные черты, тогда можно говорить и о самоуправлении жилищным фондом, и о подвижках в самой коммунальной сфере.
– Геннадий Иванович, получается, что вся надежда возлагается на разные формы самоуправления?
– Именно идея создания товариществ собственников жилья, кондоминиумов и других форм самоуправления – лейтмотив всей реформы ЖКХ. Ведь от нее ожидают, что содержаться наши дома станут лучше, качество жилищно-коммунальных услуг будет выше благодаря тому, что от административных механизмов регулирования этой сферы мы перейдем к рыночным – через самоуправление жителей, создание жилищных объединений различных организационно-правовых форм.
Самое главное – есть результаты. В Южном округе за два с половиной года было создано 748 кондоминиумов, 140 ТСЖ и 632 домовых комитета. Товарищества собственников жилья создаются не только на базе новостроек, но и в муниципальных домах, которые на протяжении многих лет находились в эксплуатации ДЕЗа. Яркий тому пример – комплекс ТСЖ в Нагатине-Садовниках, где жители девятиэтажек создали товарищество и прилично его содержат.
– В последнее время все новостройки автоматически переходят в ведение товариществ собственников жилья. Согласовываются ли эти действия с жителями?
– Нельзя сказать, будто жители не знают, что их дом-новостройка переходит к ТСЖ. Все эти вопросы заранее оговариваются с инвесторами. Сейчас в новых домах лишь 30 процентов квартир принадлежат городу, да и те со временем обретут собственников. Так что иной, более совершенной площадки для создания любой формы самоуправления и не придумаешь. Вместе с тем, есть муниципальные дома, жители которых понимают, что без эффективного управления жилищным фондом не выжить, поэтому сами создают подобные товарищества.
– Нередки случаи, когда управленцы, прикрываясь товариществами, лишь ищут выгоду для себя. Каким образом можно сменить, например, зарвавшегося председателя ТСЖ?
– Все делается только с согласия коллектива собственников жилья. Если не устраивает председатель по объективным причинам, нужно провести общее собрание и сменить руководство.
– Может ли этому поспособствовать исполнительная власть?
– Инициатива должна, прежде всего, исходить от самих жителей.
– Энергосберегающие технологии – еще одна непременная примета реформы ЖКХ…
– У нас разработана сбалансированная во всех отношениях программа по установке в жилых зданиях общедомовых приборов учета тепла, горячего и холодного водоснабжения. Были определены источники финансирования, что, сами понимаете, очень важно. Мы провели конкурс по отбору подрядных организаций, занимающихся монтажом и эксплуатацией приборов учета. Во всех 16 районах округа устанавливаются счетчики потребления воды. Сразу оговорюсь, на первом этапе мы устанавливаем счетчики в подвалах жилых домов на разводящих трубопроводах. По желанию жителей можем сразу установить и в квартире, но только за счет их собственных средств.
Экспериментальной площадкой стал район Чертаново Южное. Здесь (улица Газопровод, 11, к. 2) организован пункт автоматизированной диспетчерской службы и введена система учета и контроля параметров теплопотребления, горячей и холодной воды. Разработала систему компания «ТБН-энергосервис». К этому пункту подключено 13 жилых домов.
В течение двух лет мы планируем установить такие приборы учета на каждом доме, чтобы можно было увидеть реальную картину потребления воды. И, согласно этим данным, рассчитываться с поставщиками ресурсов. В дальнейшем будем устанавливать счетчики в квартирах. Правда, бремя затрат ляжет на плечи москвичей. Но с этим ничего не поделаешь: городская казна не может покрыть столь дорогостоящее оснащение жилья. Если же в квартирах не будут установлены приборы учета воды и тепла (не у всех же есть средства), то будет введена усредненная мера…
– Увеличатся ли тарифы в связи с введением приборов учета?
– Эти приборы будут показывать реальное потребление горячей воды, тепла. Расценки не должны вырасти.
– Возможны ли конфликты между потребителями и поставщиками ресурсов из-за расхождении в расчетах? Ведь сейчас жители платят не только за ту воду, которую тратят, но и за ту, которая вытекает из труб, не успев добраться до жилых домов.
– Особых противоречий не возникнет. Будут определены реальные объемы продукции, которые, грубо говоря, отдают поставщики, и те объемы, которые потребляют жители. Если сегодня и существует практика «авансирования» потерь воды, то в будущем все ляжет на поставщиков. Хотя, думаю, потерь будет все меньше и меньше. Потому что вместе с установкой приборов учета ремонтируются трубопроводы и теплоцентрали, а проржавевшие трубы меняются на более прочные и долговечные, из современных материалов. Здесь прослеживается прямая выгода для жителей: они будут оплачивать лишь то, что получают.
– В будущем все данные счетчиков поступят в локальную сеть единых информационно-расчетных центров. Кстати, Геннадий Иванович, на ваш взгляд, жители привыкли к ЕИРЦ?
– Больше года назад в Южном округе расчетные центры приступили к работе. Тогда было много споров вокруг них. Много и недовольства жителей. Особенно, когда возникали какие-то ошибки в платежных документах. Теперь о ЕИРЦ и не вспоминают, а все потому, что к ним привыкли не только жители, но и поставщики. В платежном документе видно, за что и сколько платят люди. Все центры компьютеризированы. В будущем не ожидается особых проблем и с оплатой по счетчикам. В последнее время больших задолженностей у жителей перед коммунальщиками нет. Платежи за жилищно-коммунальные услуги поступают вовремя. Иногда эта цифра поднимается выше ста процентов. Многие москвичи оплачивают за несколько месяцев вперед, кто-то рассчитывается постепенно с долгами. Мы стараемся делать все, чтобы жителям Южного округа было удобно. Сейчас объединяем в одну компьютерную сеть паспортные столы и ЕИРЦ. Это делается не только для учета гостей города, но и для того, чтобы горожане не бегали по разным инстанциям, а получали необходимую информацию в одном месте. Завершаем работу по созданию окружного единого информационно-расчетного центра, который будет координировать работу всех 16 районов.
– ТСЖ и ЖСК переводят на обслуживание через ЕИРЦ. Есть как сторонники, так и противники этого новшества. С чем это связано?
– Особых причин, мешающих переводу ТСЖ и ЖСК в единые расчетные центры, нет. Сказывается психология руководителей товариществ и кооперативов, которые привыкли сами деньги собирать, их распределять, платить тогда, когда захотят и кому захотят. Несмотря на это, собранные средства рано или поздно уходят к тем, кто обслуживал дом…
Тем не менее, большинство председателей ТСЖ и ЖСК прекрасно понимают, что оплата коммунальных услуг через расчетные центры – это оптимальный вариант, нежели беготня по разным инстанциям с квитанциями об оплате. Да и жителям становится понятнее, куда расходуются их деньги: в платежных документах все четко расписано.
– Жители судят о том, как движется реформа ЖКХ, по конкретным примерам. В первую очередь, по состоянию дворов и подъездов.
– Несомненно! Нельзя забывать о благоустройстве дворов. Хочу отметить, что первоочередной задачей программы «Мой двор, мой подъезд» было создание нормальных условий для жизни. Мы эту работу не останавливаем. 1 июля нынешнего года завершили ремонт подъездов, а к началу сентября сдадим и дворы. Все объекты принимаются только вместе со старшими по домам и подъездам. Стараемся учитывать все их пожелания. Между прочим, самые главные и ответственные контролеры – это, конечно же, жители. Они смотрели, как ведутся работы, с ними согласовывалось цветовое оформление подъездов. Программа выполнена уже на 60 процентов. Дворы становятся красивее, уютнее. Количество спортивных площадок с каждым годом увеличивается. Мы сторонники того, чтобы на пять-шесть домов был один спортивный комплекс. На следующий год эту программу в Южном округе будем завершать. Останется привести в порядок 470 дворов. Можно отметить, что жители Южного округа стали более активными: с ними советуются, где лучше поставить скамейку, где установить футбольную коробку, где сделать парковку и на сколько мест. Люди объединяются в общественной работе. А когда это происходит, то намного проще в порядке содержать дворы и подъезды. Если жители в этом заинтересованы, то большая отдача чувствуется и со стороны коммунальщиков.
– В Южном округе начали заниматься капитальным ремонтом жилых домов…
– Да, приступили к ремонту четырех домов. Хотелось бы больше жилых зданий отремонтировать, но все упирается в финансирование. Как только будут найдены деньги, эта программа наберет темп – и домов с ветхими крышами и подвалами с комарами будет меньше.
– Какие, по вашему мнению, самые большие трудности у тех, кто занимается реформой?
– Знаете, в этом деле, прежде всего, не нужно гнаться за сиюминутными достижениями, чтобы только рапортовать о проделанном. Нужна целенаправленная работа. И если мы чего-то не делали на протяжении ряда лет, то следует упущенное догнать. У нас есть толковые специалисты, так что все сложности преодолимы.
О нашем собеседнике:
Геннадий Иванович ПИСКЛОВ работал начальником Управления Волгоградского ремстройтреста города Москвы, директором Дирекции единого заказчика района Печатники (ЮВАО), первым заместителем главы управы Войковская, главой управы Западное Дегунино (САО). В должности первого заместителя префекта Южного административного округа – с марта 2002 года.
Очень любит рыбалку и активный отдых, но на это, по признанию Г. Писклова, катастрофически не хватает времени. Женат, имеет двух сыновей-студентов.