03:40:17
22 ноября 2024 г.

«…Когда в товарищах согласья нет»

ЖКХОдна из главных задач реформы «коммуналки» – расширение и внедрение в сферу ЖКХ самоуправления. О том, с какими негативными явлениями можно столкнуться на этом пути, рассказывает президент Московской жилищной ассоциации, председатель Совета общественного самоуправления «На Пятницкой», гендиректор некоммерческого объединения «Центр экологических инициатив» Владимир Кузнецов.

— Наш совет общественного самоуправления был организован в 1991 году одним из первых в Москве и сделал достаточно много для защиты интересов граждан. Мое глубокое убеждение: если властные структуры хорошо справляются со своей работой – никакие органы общественного самоуправления не нужны. Тем более что в основе подобных объединений, как правило, лежит конфликтная ситуация или проблема, которую надо решить. У нас, например, все началось с тяжбы по поводу массовой вырубки деревьев на территории двора. Жители поняли, что ходить и возмущаться поодиночке – дело бесполезное. А когда мы объединились и получили юридический статус, с нами во всех инстанциях стали разговаривать уже иначе. Нам удалось отстоять многие позиции, в том числе спасти от сноса несколько домов, которые составляли исторический ансамбль Замоскворечья, не дали погубить «Царев сад».

– В последнее время активно пропагандируется форма самоуправления, основанная на объединении собственников жилья. Насколько это эффективно для защиты интересов людей?

– Такие объединения, как товарищества собственников жилья, известны с начала девяностых годов. В то время, когда они зарождались, сразу же начались конфликты и серьезные противостояния между ТСЖ и советами общественного самоуправления. В товарищества, как правило, объединялись люди имущие, а советы самоуправления состояли из активных, но пожилых людей со старым менталитетом. Столкновение интересов происходило на почве парковки машин, гаражей, выгула собак и т.д.

Но даже если представить, что органы общественного самоуправления себя изживут, подобные противостояния демонстрируют взрывоопасность самой тенденции поголовного вовлечения жителей в органы самоуправления. Я думаю, что форма объединения жильцов на основе собственнических интересов может продуктивно работать только в новых домах, где ТСЖ создавались на этапе строительства. А не в домах, где граждане стали собственниками, приватизировав муниципальные квартиры, и осуществили не совсем понятную им процедуру только ради того, чтобы оставить квартиру в наследство! Ведь в настоящий момент у них даже нет денег, чтобы нормально содержать свое жилье…

А ведь предполагалось, что, получая квартиры в собственность, люди будут их содержать в должном порядке, создадут ТСЖ, кондоминиумы, и постепенно управление домами будет передано собственникам жилья. Тогда, мол, и жилищный фонд города будет в надлежащем состоянии. А теперь как можно в рамках одного товарищества свести интересы неимущих стариков и бизнесмена, имеющего несколько иномарок и выкупившего два этажа?

– А разве такое возможно?

– Во всяком случае, это явление довольно распространенное. Да и законом не запрещено. Можно организовать любое товарищество, другое дело, какие у него будут полномочия. При любом столкновении интересов, конфликтной ситуации жильцы стараются создать противовес, то есть объединиться и решить спорный вопрос по-своему. В итоге получается одна сплошная склока, а жильцы, не участвующие в конфликте, понаблюдав эту картину, постараются вообще дистанцироваться от любого товарищества. Как в таких условиях вести нормальную эксплуатацию дома?

– Но ведь есть возможность разобраться в конфликте с помощью общего собрания жильцов, решение которого превалирует над решением любого ТСЖ?

– К сожалению, эти механизмы практически не работают, да и законы не сведены должным образом. Когда у объединения собственников жилья абсолютно разное видение насущных проблем, попытки навязывать решения ТСЖ всем жителям многоквартирного дома обычно заканчиваются тем, что основная масса граждан стремится сохранить привычные взаимоотношения с ДЕЗами и ЖЭКами. Кстати, муниципальные структуры ЖКХ заинтересованы в таком ходе событий, сохраняющем их лидерство в этой сфере, и часто провоцируют или искусственно создают подобные конфликты.

– А управляющие компании способны составить конкуренцию муниципальным структурам ЖКХ?

– Некоторые коммерческие предприятия предоставляют довольно приличное обслуживание. Только кому нужна дорогая качественная услуга в некачественном доме? В чем ее смысл? Если речь идет об элитной новостройке, там это оправдано. А если говорить о доминирующей части жилищного фонда, понятно, что малообеспеченные жители старых домов не могут и не будут платить за услуги цену, превышающую приемлемые нормы, даже если их ТСЖ заключило договор с управляющей компанией.

– Известны случаи, когда ТСЖ, объединяющие жителей элитных новостроек, отказываются от услуг управляющих компаний и обращаются в муниципальные структуры ЖКХ именно по экономическим причинам. Как вы прокомментируете эту ситуацию?

– То, что услуги частных управляющих организаций часто дороже муниципальных, вполне объяснимо: по квартплате через ЕИРЦ им поступает 50% от необходимого, и нет бюджетной поддержки. У управляющих компаний в отличие от тех же ДЕЗов нет в распоряжении столько нежилого фонда, подвалов, всевозможных служебных помещений, где можно разместить наемных рабочих. Предпринимателю же необходимо либо обеспечить приезжего рабочего временным жильем, либо привлекать к работе жителей, обеспеченных жилплощадью. Что само по себе уже увеличивает затраты. Так из многих показателей и формируется стоимость услуги. И потом, надо разграничить предприятия малого бизнеса, продающие только услугу, от компаний, претендующих полностью заниматься управлением и эксплуатацией зданий. Грамотное добросовестное управление, продуманная система договоров могут снизить стоимость услуги.

– Что вы можете сказать о перспективе развития бизнеса в коммунальной сфере?

– К сожалению, предпринимателей, желающих заниматься управлением в жилищной сфере, чаще всего привлекает возможность манипуляции с недвижимостью, с нежилыми помещениями, освободившимися квартирами и так далее. Cо стороны государства поддержки малому бизнесу, работающему в этой сфере, нет. Муниципальным структурам ЖКХ конкуренция вообще не нужна, они заинтересованы оставить за собой основные позиции и при рыночных отношениях. Конечно, бизнес будет продолжать внедряться в «коммуналку», но думаю, что даже принятие нового Жилищного кодекса не приблизит нас к созданию цивилизованного рынка жилищно-коммунальных услуг.

Ольга Мирошниченко

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация