Человек с печатью что делать, если председатель ворует?
«В нашем товариществе «Пробуждение» председатель собрал 300 тыс. руб. наличными – якобы на ремонт крыши. Но никакого ремонта не было. А вскоре мы узнали, что вообще ремонтировать кровлю в течение первых десяти лет после принятия дома в эксплуатацию должна та организация, которая его строила, и только после этого – ДЕЗ. А нашему дому нет и пяти лет. Получается, что наш председатель нас обманул? Как взыскать с него деньги? И как найти на него управу?
Владимир Борисов» «После того, как создали в доме ТСЖ «Якорь», начались беспорядки, а короче, финансовые злоупотребления со стороны руководства товариществом. Пока мы выявили их в платах за домофон. Но кто знает, может, есть и в других, более серьезных вещах? А с домофоном получилось вот что. Вдруг узнали, что платим мы за него вдвое больше, чем в соседнем доме. Выяснилось, что председатель правления своей волей освободил от такой платы всех членов правления (и, естественно, себя), ревизионную комиссию, старших по подъезду, а их долю разделил на рядовых членов товарищества. А нашего мнения при этом никто не спрашивал.
Леонид Прохоров»
Увы, рассказывая о трудностях, которые переживают жилищные товарищества, мы в основном делаем упор на внешние обстоятельства, указываем на разные городские структуры, которые не дают этим товариществам развиваться. Но пришедшие в редакцию письма заставили нас задуматься: все ли благополучно в самих союзах жильцов? А вот что поведал нам гость нашей редакции Игорь Вольфсон, недавно переизбранный председатель правления ТСЖ «Русь» (Чертановская, 2/11):
– Прежнее правление само устанавливало платежи в доме, не утруждая себя сметой расходов. Не было ни отчетов, ни контроля. На что уходили деньги – неизвестно. Собирали с нас регулярно. Попробуй не дай. Не выдадут ни одну справку.
Избранная ревизионная комиссия по сути ничего не контролировала. А если кто-то из ревизоров проявлял излишнюю прыть, правление ТСЖ тут же выводило его из комиссии. Всего за три года собрали с жителей помимо оплаты жилищно-коммунальных услуг около полумиллиона рублей. Документов об их расходовании никто не видел. Наконец, люди собрались с духом и переизбрали правление и ревизионную комиссию. Выбрали тех, кто обещал полную открытость финансов, снижение платежей, скрупулезное соблюдение законов и прав жителей. Но бывший уже председатель ТСЖ не отдает печать и документы. А это значит, что он имеет по-прежнему возможность распоряжаться нашими деньгами. Как тут быть? Законом о ТСЖ такая ситуация не предусмотрена.
Как убить идею
Итак, и в письмах, и в рассказе гостя поднимается практически одна и та же проблема: узурпация председателем ТСЖ своих прав, использование их в корыстных целях. Типичны ли такие случаи? Статистикой не располагаем, но скажем так: они вполне вероятны. Создавая союз, жильцы выбирают его руководящие органы, но всегда ли знают, за кого голосуют? Чаще всего соседей мы не знаем, и показную активность можем принять за искреннее проявление заботы о доме. В товариществах по сути происходит то же, что и в жилищных кооперативах. Когда-то у их председателей только и забот было, чтобы следить, как люди перебираются с первых этажей на более высокие. Но вот у них появилась печать, им дали право распоряжаться нежилыми помещениями, деньгами. И тут начинаются метаморфозы.
Все забыто: порядочность, совесть, мнение окружающих. Трудно устоять перед соблазном. Ведь никто не накажет, никто не схватит за руку. Почему бы и не урвать? Конечно, жильцы могут обратиться в суд. Но там явно уголовные дела переводят в разряд гражданских, те длятся годами, и в результате проходимцы выходят сухими из воды. А сама идея добровольных жилищных объединений дискредитируется. Может, пусть лучше по старинке нами правят разные ДЕЗы и ГРЭПы. Над ними есть хоть какой-то контроль.
Кто будет контролировать?
Итак, контроль. В нем все дело. Кто должен осуществлять его в товариществах? По идее, все жильцы. Товарищество как акционерное общество. В той или иной степени, но права есть у каждого акционера. На общем собрании в таком обществе и решаются все важные вопросы. Так и в товариществе. Его правление подотчетно каждому из членов. Только с разрешения общего собрания председатель ТСЖ может потратить любую сумму. И в каждой трате он должен отчитаться перед жильцами. Это его святой долг и обязанность. Но на практике так не получается. Людей не собирают. Ревизионная комиссия часто бездействует. Либо пляшет под дудку председателя, закрывает глаза на злоупотребления взамен получения каких-то благ.
Между тем в законе о ТСЖ нет ни слова о правах членов товариществ пресекать злоупотребления! Правда, есть расплывчатая строка в рекомендательном Уставе ТСЖ, разработанном Госстроем РФ: «Члены товарищества имеют право получать данные о деятельности товарищества, состоянии его имущества и произведенных расходах».
И только! Никаких рычагов, чтобы прекратить махинации, которые творятся в доме, у членов товарищества нет. Могут ли они быть? Ну, проголосуют, ну переизберут. А печать ведь силой не отнимешь (хотя бывало и такое). Пойди докажи, что у него уже нет полномочий. Доступ к банковскому счету у него остается по-прежнему. Никого другого он к нему не допустит. А значит, все так же безнаказанно будет вершить темные дела.
Значит, финансовую деятельность товариществ должны контролировать государственные органы. Ведь они распоряжаются не только деньгами своих членов, но и государственными средствами – теми дотациями, которые поступают на их счета. Что же это за органы? Они уже существуют. Это – районные управы. Кстати, именно на них программой по развитию жилищного самоуправления возложена основная обязанность по формированию товариществ в домах.
Районная управа в мечтах
Предположим, в районную управу обратилась группа жильцов. Есть у них подозрение: деньги в товариществе используются не по назначению. По сигналу жильцов собирается общее собрание. Именно управа берет на себя решение возникающих при этом проблем – созывает людей, находит помещение. На этом собрании председатель ТСЖ и отчитывается в расходах. Все должно быть прозрачно, все ясно. Подтверждается подозрение? Председатель переизбирается, его лишают власти. Попробуй-ка, посопротивляйся! Ведь теперь он противостоит не разрозненной, часто беспомощной группе жильцов, а государственному органу, обладающему полномочиями. Районная управа заблокирует и счет в банке, и если есть необходимость – передаст дело в суд. Короче, защитит жильцов от самоуправца. А они в свою очередь, почувствовав поддержку, еще больше уверуют в действенность самоуправления.
Но так должно быть. А на деле наши районные власти не занимаются жилищным самоуправлением. Оно им не нужно. С одной стороны, лишняя забота, с другой – ущемление их собственных прав. То они, управы, командовали дирекциями, а теперь это хотят делать сами жильцы. В этом случае обиженным и обворованным жильцам делать нечего. Пообещала, поманила власть – объединяйтесь, мол, в союзы, поможем – а потом бросила на произвол судьбы. Но не впервой, привыкли.